Н.С. Гумилёв
Так, успехом продолжал пользоваться жанр критического реализма. Авторы поднимали вопросы справедливости современного им общества. Это проявилось в произведениях Л.Н. Толстого («Живой труп», «Хаджи-Мурат»), А.П. Чехова («Три сестры», «Вишнёвый сад», рассказы).
Популярность приобрели произведения А. М. Горького, В.Г. Короленко, А.И. Куприна, И. А. Бунина, Л. Н. Андреева, А. Н. Толстого. Они также стремились показать неприглядные стороны повседневной жизни.
Поэзия начала XX в. переживала свой расцвет, названный Серебряным веком. В начале приобрело актуальность такое явление, как декаданс. Однако после периода пессимистического настроения поэты стали утверждать нечто новое (например, представители футуризма). Несмотря на новые направления, в поэзию пришла плеяда крестьянских поэтов в лице С.А. Есенина, С.А. Клычкова, Н.А. Плиева.
Декаданс (франц. décadence — «упадок») — явление, объединившее на рубеже XIX–XX вв. различные типы художественных устремлений, для которых свойственен пессимистический взгляд на исторический процесс и роль личности в современном обществе, а также кризисные, упадочные, деструктивные настроения в искусстве.
Савельев К.Н. Декаданс // Знание. Понимание. Умение. 2013. №1.
Ты говорил слова пустые,А девушка и расцвела,Вот чешет кудри золотые,По-праздничному весела.Теперь ко всем церковным требамМолиться ходит о твоем.Ты стал ей солнцем, стал ей небом,Ты стал ей ласковым дождем.Глаза темнеют, чуя грозы.Неровен вздох ее и част.Она пока приносит розы,Нозахоти, ижизнь отдаст.Н. Гумилёв. Ты говорил слова пустые…
Я людям чужд и мало верюЯ добродетели земной:Иною мерой жизнь я мерю,Иной, бесцельной красотой.Я верю только в голубуюНедосягаемую твердь.Всегда единую, простуюИнепонятную, как смерть.О, небо, дай мне быть прекрасным,И лучезарным, и бесстрастным,Ивсеобъемлющим, какты.
Д. Мережковский. Голубое небо.
Крылышкуя золотописьмомТончайших жил,Кузнечик в кузов пуза уложилПрибрежных много трав и вер.«Пинь, пинь, пинь!» — тарарахнул зинзивер.О, лебедиво!О, озари!
В. Хлебников. Кузнечик.