logoКибер
Репетитор

  1. После восстания декабристов и следствия над ними общественное движение в России не только не угасло, но и начало развиваться с новой силой. Парадоксально, что этот процесс происходил именно в период правления Николая I, который проводил политику подавления всякого свободомыслия. Дворянская образованная интеллигенция, как правило, собиралась в московских и петербургских салонах, в гостях друг и друга, где устраивала ожесточённые споры о будущем России.

    Новым явлением стали студенческие кружки, где формировались взгляды молодёжи. Именно во второй четверти XIX в. в России сформировалось три направления общественной мысли: консервативное, либеральное и радикальное. Об этом и пойдёт речь ниже.

  2. Консервативное течение

    С.С. Уваров

    Основные представители: профессора: М.П. Погодин, С.П. Шевырёв, журналисты Ф.В. Булгарин, Н.И. Греч, драматург и поэт Н. В. Кукольник, писатель М.Н. Загоскин.

    Основные цели российского консерватизма: сохранение незыблемости самодержавия, крепостного права, привилегий дворянства, поддержка официальной церкви, укрепление государственного аппарата и полиции.

    Своеобразной программной российского консерватизме стала теория официальной народности, которую в 1833 г. сформулировал министр народного просвещения С.С. Уваров. Она была принята в качестве официальной идеологии России Николаем I. Согласно этой теории русская жизнь основана на 3 началах:

  3. Либеральное течение

    В России либеральное течение было представлено двумя идеологическими лагерями: западниками и славянофилами. Несмотря на ряд различий во взглядах, они имели много общего. Западники Славянофилы

    А.С. Хомяков

  4. Радикальное течение

    В.Г. Белинский

    Мировоззрение молодёжи формировалось в студенческих кружках, где учащиеся обсуждали правительственную политику, критиковали её, крепостное право, предлагали свои проекты по реформированию страны. Известными стали кружки братьев Критских, Н.В. Станкевича (в него входили Т. Н. Грановский и К. С. Аксаков, В. Г. Белинский и М. А. Бакунин), А. И. Герцена и Н. П. Огарёва в Московском университете.

    Помимо обычных студенческих существовали кружки, которые вынашивали серьёзные планы по свержению самодержавию, убийству царя и введению конституции. Таким стал кружок Н.П. Сунгурова, члены которого готовили антиправительственное восстание. Все организации, за исключением кружка Н.В. Станкевича, были раскрыты и разгромлены.

    Радикальное (революционное) направление в России начало формироваться в 1840-1850-х гг. под влиянием социалистических теорий А. де Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна об идеальном обществе, основанном на равенстве всех граждан. В.Г. Белинский

    Литературный критик В.Г. Белинский учился на словесном отделении философского факультета Московского университета. Вокруг него сложился кружок «Литературное общество 11-го нумера». Позднее он вошёл в кружок Н.В. Станкевича и стал печатать свои критических статьи. В них он воспитывал в читателях ненависть к крепостному праву, любовь к простому народу.

    Особо известным стало его «Письмо к Н.В. Гоголю». В.Г. Белинский критиковал самодержавие и крепостничество, осуждал самого Н.В. Гоголя за отказ от общественной борьбы.

    Поэтому Вы не заметили, что Россия видит своё спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности… Самые живые, современные национальные вопросы в России теперь: уничтожение крепостного права, отменение телесного наказания, введение по возможности строгого выполнения хотя бы тех законов, которые уже есть.

    В.Г. Белинский. Письмо к Н.В. Гоголю

    Это «Письмо» стало стремительно распространяться и набирать популярность.

    А.И. Герцен

    Теория «русского социализма» А.И. Герцена

    А.И. Герцен разработал теорию «русского» или «общинного» социализма. Он считал, что при условии свержения самодержавия и отмены крепостного права, ликвидации помещичьего землевладения, в России непременно должен возникнуть социализм. Его главной «ячейкой» станет крестьянская община. В ней заключены важнейшие социалистические черты: природный коллективизм, идея равного права всех людей на землю, общинное самоуправление.

    Теория А.И. Герцена стала ключевым элементом в формировании народнической идеологии второй половины XIX в. Петрашевцы

    М.В. Буташевич-Петрашевский

    Одна из первых революционных организаций социалистов в России возникла в 1845 г. Это было общество, которое сложилось вокруг М. В. Буташевича-Петрашевского, чиновника Министерства иностранных дел. По «пятницам» члены кружка собирались в его квартире и обсуждали положение России и революционно-демократические идеи. Среди них были молодые писатели М. Е. Салтыков-Щедрин и Ф. М. Достоевский, поэты А. Н. Плещеев и А. Н. Майков, географ П. П. Семёнов, пианист А. Г. Рубинштейн и другие. Они осуждали самодержавие и крепостное право.

    В целях пропаганды они создали и издали «Карманный словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Там содержались европейские социалистические учения. В 1849 г. кружок был раскрыт и разгромлен. 21 человек приговорили к смертной казни, которую заменили ссылкой в Сибирь и каторгой.

  5. «Философические письма» П.Я. Чаадаева

    П.Я. Чаадаев

    П.Я. Чаадаева, высокообразованного дворянина, нельзя однозначно отнести ни к одному из течений общественной мыли России. Участник Отечественной войны 1812 г., он был членом первых декабристских организация («Союз благоденствия»). Позднее он разочаровался в идеях декабристов и их планах. На него сильно повлиял христианский мистицизм, что отразилось в его «Философических письмах», опубликованных в журнале «Телескоп» в 1830-х гг. В них он писал об обречённости России, о том, что Россия оказалось исключена из единого конгломерата стран Запада. Глубоким пессимизмом проникнуты строки его произведения.

    Глядя на нас, можно сказать, что по отношению к нам всеобщий закон человечества сведен на нет. Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы не внесли в массу человеческих идей ни одной мысли, мы ни в чем не содействовали движению вперед человеческого разума, а все, что досталось нам от этого движения, мы исказили.

    Все народы Европы, подвигаясь из века в век, шли рука об руку. Что бы они сейчас ни делали, каждый по-своему, они все же постоянно сходятся на одном и том же пути.

    П.Я. Чаадаев. Философические письма. Письмо первое

    Следует отметить, что П.Я. Чаадаев осуждал восстание декабристов и был сторонником самодержавной власти. Тем не менее Николай I, прочитав его «Первое письмо», приказал объявить философа сумасшедшим. П.Я. Чаадаеву было назначено посещение врача. Позднее он написал «Апологию сумасшедшего», где объяснял, что все его мысли связаны с болью за судьбу России, которую он искренне любит.

    Подводя итог, нужно сказать, что А.И. Герцен справедливо назвал вторую четверть XIX в. (николаевское правление) временем «наружного рабства» и «внутреннего освобождения». Именно тогда зародились течения, которые продолжили развиваться во второй половине XIX в.

Your browser does not support SVG