logoКибер
Репетитор

  1. По меткому выражению В.О. Ключевского — «Севастополь ударил по застоявшимся умам». После позорного поражения в Крымской войне даже такие убеждённые консерваторы как М.П. Погодин принялись критиковать самодержавно-крепостническую систему и предлагать свои варианты реформ.

    Александр II

  2. Отмена крепостного права 1861 г.

    Крестьянский вопрос был важнейшим среди всех остальных проблем. Ещё Александр I хотел положить конец крепостнической системе. Николай I отрицательно относился к этому пороку, однако в итоге не решился его отменить. Из его речи: «Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его положении у нас есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более губительным». После Крымской войны Александр II, казалось, не имел другого выхода, кроме как окончательно покончить с этим.

    Все общественные течения также признавали необходимость отмены крепостного права: консерватор М.П. Погодин, либерал К.Д. Кавелин («Записка об освобождении крестьян»), социалисты А. И. Герцен в «Колоколе», Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов в «Современнике».

    Причины реформы

    – Главной причиной на тот момент была военно-техническая отсталость России, которая основывалась на крепостнической системе.

    – Крепостное право препятствовало индустриальному развитию страны и всей экономике: отсутствовал рынок рабочей силы.

    – Царское правительство опасалось новых крупных крестьянских восстаний по типу выступления по предводительством Е.И. Пугачёва.

    Подготовка реформы

    Чтение манифеста 19 февраля 1861 года. Г.Г. Мясоедов

    В 1856 г. в своем выступлении перед московским дворянством Александр II заявил, что «лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться до того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу». Эта недвусмысленная фраза доказывала готовность правительства приступить к разработке крестьянской реформы. Уже в 1857 г. для этого был создан Секретный комитет.

    Для Александра II важным элементом реформы должна была стать инициатива самих дворян. Об этом он намекнул своему другу и Виленскому генерал-губернатору В.Н. Назимову. Помещики в Северо-Западном крае, наблюдая за результатами безземельного освобождения крестьян в Прибалтике, были не против того же самого и у себя. Поэтому вскоре В.Н. Назимов от лица дворян своего генерал-губернаторства обратился к Александру II с прошением о создании комиссии по отмене крепостного права. 20 ноября 1857 г. последовал рескрипт В.Н. Назимову о создании губернских комитетов по выработке проектов предполагаемой реформы. Вскоре были даны рескрипты и другим генерал-губернаторам.

    В 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный. В нём была сосредоточена основная работа по выработке положений реформы. В 1859 г. учреждались Редакционные комиссии, где должны были рассматриваться проекты губернских комитетов. Главой Редакционных комиссий стал Я.И. Ростовцев.

    Значимую роль в разработке реформы сыграл Н.А. Милютин, который входил в кружок тётки царя — великой княгини Елены Павловны. С правительственной стороны активное участие принимал министр внутренних дел С.С. Ланской.

    19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей…» и «Положения» — условия освобождения. «Положения» реформы

    Чтение Манифеста. Б. Кустодиев Итоги реформы

  3. Земская реформа 1864 г.

    Заседание земства в провинции. К.А. Трутовский

    Причины реформы. С появлением нового свободного сословия необходимо было внести изменения в местное управление. Также правительство надеялось частично возместить помещикам утрату прежней власти.

    Суть реформы. В губерниях и уездах создавались земства — всесословные выборные органы местного самоуправления. Земства были независимы от административной власти, однако губернатор мог отменить их любое решение. В их ведении находились исключительно вопросы местного хозяйственного значения: строительство дорог, школ, больниц, развитие местной промышленности, торговли и т.д.

    Выборы в земства были ограничены имущественным цензом, поэтому в земствах преобладали помещики. Тем не менее с разорением дворян, в них стал повышаться удельных вес крестьян и других групп. Выборы происходили по трём куриям: землевладельческой, городской и крестьянской.

  4. Городская реформа 1870 г.

    Городская реформа 1870 г. была аналогична земской с той лишь разницей, что изменения происходили в городах.

    Создавались всесословные органы городского самоуправления — городские думы. Они решали вопросы благоустройства города: учреждением школ, больниц, развития местной торговли и промышленности, организации городских рынков, установления противопожарных мер и т.д.

    Выборы в городские думы были ограничены имущественным цензом. Создавались три выборные курии по принципу выплаты налогов. Преимущество получали крупные налогоплательщики, т.е. крупная буржуазия. Городские думы, как и земства, были независимы от администрации, но находились под их строгим контролем.

    Реформы местного самоуправления способствовали развитию местного хозяйства, промышленности и торговли, а также повышению уровню образования и медицины на местах.

  5. Судебная реформа 1864 г.

    Преобразование судебной системы носила явный прогрессивный характер. Принципы, которые были введены по «Новым судебным уставам», остаются актуальными и по сей день.

    Преобразование судебной системы носила явный прогрессивный характер. Принципы, которые были введены по «Новым судебным уставам», остаются актуальными и по сей день.

    Так, они предусматривали всесословность суда (равенство всех сословий перед законом), несменяемость судей, независимость их от администрации, гласность (открытость судебных заседаний), состязательность судопроизводства (наличие адвоката и прокурора). Для сложных уголовных судебных вводился институт присяжных заседателей. Присяжным мог стать подданный России в возрасте от 25 до 70 лет с безупречной репутацией, проживавший в данной местности не менее двух лет и владевший недвижимостью на сумму от 2 тыс. рублей.

    Создавалась новая система судопроизводства. Высшей судебной инстанцией становился Сенат. В городах и уездах создавались мировые суды, которые рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела. Окружные суды занимались крупными уголовными и гражданскими делами. Уголовные дела рассматривались вместе с судом присяжных. Апелляции решений окружных судов могли подаваться в судебную палату.

    Несмотря на передовой характер реформы, сохранялся ряд пережитков в виде Особых судов: волостной для крестьян, военный — в армии, консистория — для духовенства.

  6. Военная реформа 1861-1874 гг.

    Д.А. Милютин

    Причины. Поражение в Крымской войне показало несостоятельность русской армии, её вооружения и кадрового офицерского состава.

    Инициатором и руководителем реформы стал военный министр Д.А. Милютин.

  7. Реформа образования и печати

    «Диктатура сердца» М.Т. Лорис-Меликова

  8. «Диктатура сердца» М.Т. Лорис-Меликова

    В связи с увеличением террористических актов в конце 1870-х гг. царское правительство отказалось от реформ и начало закручивать гайки и ужесточать режим (на Александра II было совершено всего 6 покушений). Так, в 1879 г. был введён институт временных генерал-губернаторов, которых наделили чрезвычайными полномочиями.

    Портрет М.Т. Лорис-Меликова. А.К. Айвазовский

    После покушения на императора в Зимнем дворце в 1880 г. Александр II издал указ о создании о Верховной распорядительной комиссии, которую возглавил харьковский генерал-губернатор М.Т. Лорис-Меликов. Учреждённый орган сосредоточил основные нити контроля и управления страной. Одним из важных решений, актуальных до сих пор, стало присоединение III отделения полиции к Министерству внутренних дел. Это позволило более успешно вести борьбу с террористами.

    М.Т. Лорис-Меликов считал нужным не просто ужесточить режим, но и заручиться поддержкой некоторых общественных сил. Поэтому он ослабил цензуру и способствовал развитию печати и общественного мнения. В 1881 г. он представил Александру II доклад, основной идеей которого было привлечение выборных представителей земств и городов к принятию законов на высшем уровне. Это также было попыткой заручиться поддержкой общественного мнения. Александр II не успел подписать документ, хотя и одобрил его. 1 марта 1881 г. он был убит террористами народнической организации «Народная воля».

    Подводя итог, стоит сказать, что при Александре II были проведены важнейшие реформы, прозванные впоследствии Великими. Они способствовали прогрессивному внутреннему развитию страны. Завершить преобразования не удалось. Во многом это было связано с деятельностью революционных организаций. Император Александр III (1881-1894 гг.) взошёл на престол при более чем печальных обстоятельствах — гибели своего отца. Этот факт сильно повлиял на характер его правления.

    Убийство Александра II на Набережной Екатерининского канала

Your browser does not support SVG