Первая половина XIX в.
В первые десятилетия XIX в. господствовал классицизм (в живописи — академизм). Романтизм начала века затронул лишь портрет (О.А. Кипренский: портреты В.А. Жуковского, А.С. Пушкина; В.А. Тропинин: портрет А.С. Пушкина, «Кружевница», «Гитарист») и пейзаж (С.Ф. Щедрин).
В творчестве художников, работавших в бытовом жанре (А.Г. Венецианов: «На гумне», «Весна», «Пашня» и др.) соединились элементы бытовой картины, портрета и пейзажа, но стилем оставался романтизм. Предмет пристального интереса этих мастеров — повседневная жизнь народа.Крупнейшими живописцами середины века стали К.П. Брюллов, в работах которого удивительно удачно сочетались черты классицизма, романтизма и реализма («Последний день Помпеи», «Всадница»).
Шедевром стало творение А.А. Иванова, более 20 лет проработавшего над монументальным полотном «Явление Христа народу».
Основатель критического реализма в русском изобразительном искусстве — П.А. Федотов («Сватовство майора», «Завтрак аристократа», «Свежий кавалер» и др.)
Явление Христа народу. Худ. А.А. Иванов
Вторая половина XIX в.
Во второй половине века, как и в литературе, своего расцвета достиг критический реализм. История началась в ноябре 1863 г., когда 13 выпускников Академии художеств отказались от участия в конкурсе на золотую медаль и покинули Академию. В 1870 г. часть из них образовала «Товарищество передвижных художественных выставок» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, Н.Н. Ге и др.).
Они организовали около 50 выставок в городах России, наиболее активно работая в 70–80-е гг. (официально объединение передвижников просуществовало до 1923 г.), в разных жанрах:
Чаепитие в Мытищах. Худ. В.Г. Перов
– Социально-бытовом: В.Г. Перов «Сельский крестный ход на Пасху», «Чаепитие в Мытищах», «Тройка», «Проводы покойника»;
– Историческом: В.И. Суриков «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы», «Меншиков в Берёзове», Н.Н. Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея», В.М. Васнецов «Три богатыря», «Витязь на распутье», «Алёнушка» и др. Художник В.В. Верещагин показал глубокий драматизм будней войны («Смертельно раненный», «Апофеоз войны», «Перед атакой. Под Плевной» и др.)
– Портретном: И.Н. Крамской «Портрет Л.Н. Толстого», В.Г. Перов «Портрет Ф.М. Достоевского»;
– Пейзажном: А.К. Саврасов «Грачи прилетели», А.И. Куинджи «Берёзовая роща», «Ночь на Днепре», И.И. Левитан, И.И. Шишкин — «Рожь», «Утро в сосновом лесу» и др. Морскими пейзажами прославился маринист И. К. Айвазовский. Он создал полотна «Девятый вал», «Чёрное море», «Чесменский бой», «Наваринский бой».
– И.Е. Репин затрагивал разную тематику:
– Социально-бытовую («Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии»);
– Революционную («Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста», «Не ждали»);
– Историческую («Царевна Софья», «Иван Грозный и сын его Иван», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»);
– Портретную (Портреты В.В. Стасова, М.П. Мусоргского, Л.Н. Толстого, П.А. Стрепетовой и др.)
В конце века также приобрели известность картины В.В. Серова («Девочка с персиками», «Девушка, освещённая солнцем») и М.В. Нестерова («Видение отроку Варфоломею», «Два философа»).