logoКибер
Репетитор

  1. В сферах культуры, науки и просвещения в России XIX в. произошли крупные изменения и был достигнут серьёзный прогресс. Чтобы убедиться в этом, необходимо последовательно рассмотреть развитие системы образования, науки и культуры на протяжении всего XIX в.

  2. Отечественное образование XIX в.

    Изменения в сфере просвещения в России были непосредственно связаны с политикой конкретного императора. Поэтому в XIX в. каждый правитель России вносил новые корректировки в систему образования. Рассмотрим все периоды.

    Александр I (1801-1825 гг.)

    Александр I (1801-1825 гг.)

    Николай I (1825-1855 гг.)

    После восстания декабристов новый император Николай I решил бороться со свободомыслием в умах молодёжи. Поэтому он пошёл по пути ограничения вольности университетов и запрете ряда гуманитарных дисциплин. Над студентами был установлен жёсткий контроль.

    – Системе образования придали сословный характер. Таким образом, доступ в университеты был открыт только дворянам. Дети крестьян могли учиться только церковно-приходских школах (1 год), дети мещан, купцов, ремесленников — в уездных училищах (3 года), дети дворян, чиновников, купцов I гильдии — в престижных гимназиях (7 лет).

    Александр II (1855-1881 гг.)

    При вступлении на престол Александра II цензура и контроль за учебными заведениями был смягчён.

    Александр III (1881-1896 гг.)

    После убийства отца Александр III решает вновь взять под жёсткий контроль всю систему образования и печать.

  3. Географические открытия русских путешественников XIX в.

    XIX век ознаменовался крупнейшими географическими открытиями, которые расширили представления человека о Земле и способствовали освоению новых территорий.

    И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский

  4. Научные открытия

    Отечественные учёные XIX в. внесли неоценимый вклад развитие мировой науки. Ниже представлен список из важнейших достижений и открытий этого периода.

  5. Литература

    А.С. Пушкин. Худ. О.А. Кипренский

    Первая половина XIX в. считается «золотым веком» русской литературы. Для этого периода характерна быстрая смена художественных стилей. От сентиментализма Н.М. Карамзина, Г.Р. Державина к романтизму и реализму (впоследствии, к критическому реализму).

    Романтизм представлен произведениями В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, В.К. Кюхелбекера, ранними работами А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

    А.С. Пушкин стал родоначальником реализма в русской литературе (историческая драма «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Дубровский» и др.). Шедевром реализма стал роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

    Основоположником критического реализма стал Н.В. Гоголь («Шинель», «Мёртвые души», «Ревизор»). Новый мир открылся читателям реалистических произведений А.Н. Островского («Свои люди — сочтёмся», «Гроза» и др.). В середине века популярность приобретает творчество И.С. Тургенева («Записки охотника», а потом и «Отцы и дети»).

    Вторая половина XIX в. знаменуется расцветом критического реализма (для таких работ характерна критика жестокой действительности, пороков, тяжёлой жизни общества). Это такие великие русские писатели, как Л.Н. Толстой («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», «Севастопольские рассказы» и др.), Ф.М. Достоевский («Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы»). Острая сатира, высмеивающая пороки общества и государства, показана в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина. Вместе с ними сосуществуют лирические, отдалённые от реальности стихотворения А.А. Фета и Ф.И. Тютчева.

  6. Архитектура

    В начале XIX в. в русской архитектуре господствовал стиль ампир. В таком стиле творили следующие архитекторы. В Санкт-Петербурге это были А.Н. Воронихин (Горный институт, Казанский собор), А.Д. Захаров (Адмиралтейство), К.И. Росси (ансамбли Дворцовой площади, Александринского театра, здания Сената и Синода), В.П. Стасов (Московские и Нарвские триумфальные ворота). Московские архитекторы О. И. Бове (здания Большого и Малого театров), Д. И. Жилярди, А. Г. Григорьев успешно соединяли в своих постройках черты русского ампира и традиции московской архитектурной школы.

    Казанский собор. Арх. А.Ф. Воронихин

    В 30-50-х гг. началось смешение стилей (эклектика). Так, например, известными стали произведения русско-византийского стиля К.А. Тона (храм Христа Спасителя, Большой Кремлёвский дворец и Оружейная палата, Петербургский вокзал в Москве, Московский вокзал в Санкт-Петербурге).

    Во второй половине XIX в. стали появляться постройки псевдорусского стиля. Исторический музей в Москве (В.А. Шервуд), «Спас на Крови» в Санкт-Петербурге (А. А. Парланд и И. В. Макаров).

  7. Скульптура

    Тысячелетие России. М.О. Микешин

    В первой половине XIX в. среди известных скульптурных сооружений нужно назвать памятники М.Б. Барклаю де Толли и М.И. Кутузову у Казанского собора в Санкт-Петербурге (Б.И. Орловский), памятник Минину и Пожарскому на Красной площади вМоскве (И.П. Мартос).Также нужно отметить творчество барона П.К. Клодта (группы «Укрощение коня», установленные на Аничковом мосту и конная статуя Николая I в Санкт-Петербурге).

    Позднее М.О. Микешин создал памятники «Тысячелетие России» (1862 г.) в Великом Новгороде, «Богдан Хмельницкий» в Киеве, «Минин» в Нижнем Новгороде, Екатерине II в Санкт-Петербурге. А.М. Опекушин — памятник А.С. Пушкину (1880 г.) на Тверском бульваре в Москве. М.М. Антокольский известен скульптурами Нестора-летописца, Ярослава Мудрого, Ивана Грозного, Ермака, Петра I и др.

  8. Живопись

    Первая половина XIX в.

    В первые десятилетия XIX в. господствовал классицизм (в живописи — академизм). Романтизм начала века затронул лишь портрет (О.А. Кипренский: портреты В.А. Жуковского, А.С. Пушкина; В.А. Тропинин: портрет А.С. Пушкина, «Кружевница», «Гитарист») и пейзаж (С.Ф. Щедрин).

    В творчестве художников, работавших в бытовом жанре (А.Г. Венецианов: «На гумне», «Весна», «Пашня» и др.) соединились элементы бытовой картины, портрета и пейзажа, но стилем оставался романтизм. Предмет пристального интереса этих мастеров — повседневная жизнь народа.Крупнейшими живописцами середины века стали К.П. Брюллов, в работах которого удивительно удачно сочетались черты классицизма, романтизма и реализма («Последний день Помпеи», «Всадница»).

    Шедевром стало творение А.А. Иванова, более 20 лет проработавшего над монументальным полотном «Явление Христа народу».

    Основатель критического реализма в русском изобразительном искусстве — П.А. Федотов («Сватовство майора», «Завтрак аристократа», «Свежий кавалер» и др.)

    Явление Христа народу. Худ. А.А. Иванов

    Вторая половина XIX в.

    Во второй половине века, как и в литературе, своего расцвета достиг критический реализм. История началась в ноябре 1863 г., когда 13 выпускников Академии художеств отказались от участия в конкурсе на золотую медаль и покинули Академию. В 1870 г. часть из них образовала «Товарищество передвижных художественных выставок» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, Н.Н. Ге и др.).

    Они организовали около 50 выставок в городах России, наиболее активно работая в 70–80-е гг. (официально объединение передвижников просуществовало до 1923 г.), в разных жанрах:

    Чаепитие в Мытищах. Худ. В.Г. Перов

    – Социально-бытовом: В.Г. Перов «Сельский крестный ход на Пасху», «Чаепитие в Мытищах», «Тройка», «Проводы покойника»;

    – Историческом: В.И. Суриков «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы», «Меншиков в Берёзове», Н.Н. Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея», В.М. Васнецов «Три богатыря», «Витязь на распутье», «Алёнушка» и др. Художник В.В. Верещагин показал глубокий драматизм будней войны («Смертельно раненный», «Апофеоз войны», «Перед атакой. Под Плевной» и др.)

    – Портретном: И.Н. Крамской «Портрет Л.Н. Толстого», В.Г. Перов «Портрет Ф.М. Достоевского»;

    – Пейзажном: А.К. Саврасов «Грачи прилетели», А.И. Куинджи «Берёзовая роща», «Ночь на Днепре», И.И. Левитан, И.И. Шишкин — «Рожь», «Утро в сосновом лесу» и др. Морскими пейзажами прославился маринист И. К. Айвазовский. Он создал полотна «Девятый вал», «Чёрное море», «Чесменский бой», «Наваринский бой».

    – И.Е. Репин затрагивал разную тематику:

    – Социально-бытовую («Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии»);

    – Революционную («Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста», «Не ждали»);

    – Историческую («Царевна Софья», «Иван Грозный и сын его Иван», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»);

    – Портретную (Портреты В.В. Стасова, М.П. Мусоргского, Л.Н. Толстого, П.А. Стрепетовой и др.)

    В конце века также приобрели известность картины В.В. Серова («Девочка с персиками», «Девушка, освещённая солнцем») и М.В. Нестерова («Видение отроку Варфоломею», «Два философа»).

  9. Театр

    В Москве главными театрами были Большой и Малый. В Санкт-Петербурге в 1832 г. состоялось открытие Александринского театра. Самыми талантливыми и прославленными актёрами стали М.С. Щепкин, П.С. Мочалов, В.Н. Асенкова, Е.С. Семёнова, В.А. Каратыгин, А.Е. Мартынов. На сценах ставились произведения классиков «золотого века» русской литературы.

    Во второй половине века в Малом театре блистали П.М. Садовский, А.П. Ленский, М.Н. Ермолова. В Александринском театре можно было увидеть игру неподражаемых актёров М.Г. Савиной, П.А. Стрепетовой, М.В. Дальского.

  10. Музыка

    А.Г. Рубинштейн. Худ. И.Е. Репин

    Началось формирование русской национальной музыкальной школы. Родоначальником исторической оперы стал М.И. Глинка («Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), «Руслан и Людмила»). Представителем реалистического направления в музыке был А.С. Даргомыжский (оперы «Русалка», «Каменный гость»).

    Огромную роль в развитии музыкальной культуры сыграло творческое объединение композиторов «Могучая кучка». Её основателем и руководителем стал М. А. Балакирев, членами были: М.П. Мусоргский (оперы «Борис Годунов», «Хованщина»), Н.А. Римский-Корсаков (оперы «Псковитянка», «Снегурочка»), А.П. Бородин (опера «Князь Игорь»), Ц.А. Кюи (14 опер, среди них «Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Иванушка-дурачок»).

    Мировое признание получил П.И. Чайковский, создавший жанр русской лирико-драматической симфонии. Ему принадлежат семь симфоний, три балета («Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро»), семь опер (среди которых «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Черевички»).

    В 1859 г. братья А.Г. и Н. Г. Рубинштейн основали в Санкт-Петербурге Русское музыкальное общество.

    Подводя итог, можно сказать, что XIX в. стал важнейшей эпохой формирования русской национальной культуры. Была создана система образования, первые научные институты. Это время последовательной смены стилей в культуре от позднего, уходящего возвышенного и официозного классицизма к реализму и теме народа и суровой действительность русской жизни. Во второй половине века литература и живопись стали основными рупорами тяжёлой жизни простого народа и их нелёгкой судьбы.

Your browser does not support SVG