Русская культура проделала длинный путь от разорительного нашествия монголо-татар до образования единого государства при Иване III. Этот путь можно условно разделить на этапы:
Ремесленное производство
Татары увели в свои земли большое количество русских ремесленников. Города, служившие местом ремесла, были разрушены. Этими факторами обусловлен упадок ремесленного производства. Однако уже в конце XIII века началось его постепенное возрождение. Начали развиваться обработка металла, ювелирное производство, искусство резьбы по дереву, литейное дело.
Литература и письменность.
Главными произведениями письменности на Руси после монгольского нашествия остались летописи, литературные и религиозные сочинения. Как известно, после начала раздробленности на Руси в каждой столице княжества существовало собственное летописание. После установления монголо-татарского ига летописцев перестают занимать события в других землях, и они пишут исключительно о внутренних делах в своём княжестве. Этот факт говорит об усилении разобщённости русских земель после нашествия Батыя.
Памятник Евпатию Коловрату в Рязани.
Литературные сочинения того времени отражают важнейшие события борьбы с ордынскими захватчиками. Так, были написаны «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем» (в неё вошло сказание о Евпатии Коловрате). Эти сочинения показывают храбрость и самоотверженность русских воинов во время защиты русских земель от татар.
Позднее в конце XIV-начале XV вв. были созданы произведения, освещающие события Куликовской битвы: «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище». Этот факт говорит о том, что современники придавали победе Дмитрия Донского огромное значение. Сочинения также прославляют отважность защитников Руси.
Также в XIII веке были созданные многочисленные жития святых: Александра Невского, митрополита Петра, Михаила Ярославича Тверского, Сергия Радонежского и т.д. Они преподносили нравственные уроки русским людям.
Известнейшим произведением XV в. было «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, который первым из русских побывал в Индии. Сочинение описывает экзотику зарубежных стран, но в то же время проникнуто тоской по родине, Руси. Архитектура
После нашествия монголо-татар каменное зодчество на Руси пришло в упадок на
Московский Кремль при Иване III. А.М. Васнецов.
Юге и Северо-Востоке. Оно сохранилось лишь в не разорённом Новгороде, где были построены церкви Николы на Липне, Фёдора Стратилата, Спаса на Ильине улице. При Иване Калите каменное строительство было начато в московском Кремле. В эпоху Дмитрия Донского был воздвигнут первый каменный Кремль на Северо-Востоке Руси.
Позднее каменное зодчество развивалось и в других городах. Появились Успенский Собор в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и др.
Во второй половине XV века развернулось облагораживание московского Кремля. Сам детинец стал краснокирпичным. Были разобраны храмы, построенные при Иване Калите и воздвигнуты новые. Для этого Иван III пригласил итальянских мастеров. В то время появились те самые соборы, которые можно наблюдать и по сей день. Был построен Успенский собор под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Псковскими мастерами был воздвигнут Благовещенский храм. Также появилась Грановитая палата (итальянские архитекторы Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари).
«Троица». А. Рублёв.
Изобразительное искусство
В этот период окончательно сложились иконописные школы отдельных земель. Это время знаменито творчествомФеофана Грека (роспись старого Благовещенского собора Московского Кремля; до Москвы много работал в Новгороде), Андрея Рублёва («Троица», написанная для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря),Дионисия(иконы «Богоматерь Одигитрия», «Спасв силах», «Распятие», росписи собора Ферапонтова монастыря).