Основная мысль, или идея текста, – это отношение автора к теме произведения, его оценка изображаемого, тот урок, который читатель должен для себя из текста.
К основным единицам текста относятся:
словасловосочетанияпредложенияабзацыпараграфыглавыразделычаститомаТекст обычно делится на абзацы, включающие отдельные микротемы, законченные мысли. Абзац может состоять из одного или нескольких предложений. Каждый абзац начинается с новой строки (красной строки).
Текст обладает следующими признаками:
– делимость (текст можно разбить на предложения, абзацы, параграфы и т.д.);
– информативность (каждое последующее предложение прибавляет что-то новое к предыдущему);
– смысловая цельность (текст посвящён определённой теме и содержит основную мысль; к тексту, обладающему смысловой цельностью, легко подбирается заголовок);
– композиционная стройность (в тексте можно выделить начало, основную часть и заключение);
– речевая связность (предложения текста связаны грамматически и по смыслу; связность бывает цепной и параллельной, обеспечивается лексическими, морфологическими и синтаксическими средствами связи);
– логическая последовательность изложения (между единицами текста наблюдается непрерывная следующая друг за другом последовательность);
– композиционная завершённость (из текста можно понять замысел автора и сделать выводы);
– стилистическое единство (система используемых языковых средств текста позволяет сделать вывод о его принадлежности к одному стилю).
Как рождается замысел?Возникновение замысла, пожалуй, лучше всего объяснить путём сравнения. Сравнение вносит иногда удивительную ясность в самые сложные вещи…Замысел – это молния. Много дней накапливается над землёй электричество. Когда атмосфера насыщена им до предела, белые кучевые облака превращаются в грозные грозовые тучи и в них из густого электрического настоя рождается первая искра – молния.Замысел, так же как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. Накапливается это всё медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и ещё несколько хаотический мир рождает молнию – замысел. (К.Г. Паустовский)
Данную совокупность предложений действительно можно назвать текстом. Его тема заявлена в самом названии – процесс рождения замысла. Основная мысль текста заключается в том, что возникновение замысла подобно молнии. Связность текста обеспечивается за счёт повторения ключевых слов: замысел, молния, сравнение, рождение замысла. Текст правильно оформлен с графической точки зрения: он разделён на абзацы, каждый из которых начинается с красной строки. Благодаря этому можно чётко выделить начало, основную часть и конец текста. Текст можно отнести к художественному стилю.
Нужна ли человеку совесть? Совесть человека – это его внутренний ориентир. Я считаю, что совесть – это очень полезное качество. Совесть ценилась во все времена.На свете много бессовестных людей. Они обижают окружающих, совершают подлые поступки и даже не думают извиниться. Таких людей надо перевоспитывать. Современное поколение совершенно растеряло нравственные ценности.Таким образом, каждый из нас должен думать о воспитании собственной личности и стремиться к самосовершенствованию.
Данный отрывок не является текстом. В нём нельзя найти ответ на вопрос, заявленный в заглавии. При внешнем соблюдении связности текста и его делении на абзацы он не обладает композиционной цельностью и логичностью. Выделить тему и основную мысль не представляется возможным, так как данному отрывку не хватает композиционной завершённости.