logoКибер
Репетитор

  1. Исторические типы стратификационных систем

    Название Значение Характер общества
    Рабство Форма жесткого закрепления людей в низших стратах. Раб — говорящее орудие труда, собственность другого человека, лишен всех прав и свобод. «Закрытое общество», социальные перемещения из низших страт в высшие либо запрещены, либо ограничены.
    Кастовая Пожизненное закрепление человека за определенной стратой по этническому или религиозному признаку. Членство в касте человека определяется только рождением, передается по наследству, жесткая регламентация. Нет социальной мобильности. «Закрытое общество», социальные перемещения из низших страт в высшие либо запрещены, либо ограничены.
    Сословная Деление людей на группы, сословия, которые обладают закрепленными в законе или обычае правами и обязанностями, передаваемыми по наследству (дворянство, духовенство, казачество, крестьянство). Принадлежность к сословию можно было приобрести за деньги или даровать за службу. «Закрытое общество», социальные перемещения из низших страт в высшие либо запрещены, либо ограничены.
    Классовая Деление людей на большие группы, которые различаются: — по их месту в исторически определенной системе общественного производства; — по их отношению к средствам производства; — по их роли в общественной организации труда. «Открытое общество»: возможны социальные перемещения из одной страты в другую.

  2. Социальные отношения и взаимодействия (10 класс)

    Социальная связь— это совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия, их взаимные отношения, которые объединяют людей в социальные общности. В социальной связи можно выделить: субъектов связи (двое и более людей), предмет связи (по поводу чего осуществляется связь), механизм регулирования взаимоотношений.

    Естественно, что социальные связи формируются на основе непосредственных контактов между людьми.

    Социальное взаимодействие — это систематические, достаточно регулярные, взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на друга. Происходит обмен действиями разного характера, при этом действия одного участника приспосабливаются к действиям другого. Примером могут служить отношения учителя и ученика, начальника и подчиненного, родителей и детей.

    Сотрудничествопредполагает участие в общем деле. Оно проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми: деловое партнерство, дружба, солидарность, политический союз между партиями, государствами, сотрудничество между фирмами и др. Это основа объединения людей в организации или группы, проявления взаимопомощи, взаимоподдержки, любви.

    Соперничествопроявляется в стремлении сторон превзойти друг друга, добиться определенного успеха в достижении неделимого объекта притязаний обеих сторон (власть, голоса избирателей, территория, привилегии и др.).

  3. Социальное неравенство (8 класс, 10 класс)

    Теория социальной стратификации и понятие социальной мобильности основываются на том, что не все люди или группы людей равны между собой.

    Термин «социальное неравенство» означает то, что существует иерархия социальных статусов, в которой определенные люди, социальные слои, группы или классы занимают определенное положение.

    Всего существует три основные формы социальной стратификации:

    – Экономическая дифференциация, которая возникает, если среди членов общества есть те, кто обладает большими материальными благами (имущие) и те, кто не обладает ими вовсе или обладает в малой степени (неимущие). Различия в доходах и уровне жизни – один из ярчайших показателей неравенства в обществе;

    – Политическая дифференциация, которая возникает, если в обществе существует разделение между теми, кто управляет, и теми, кем управляют;

    – Профессиональная дифференциация, которая возникает, если внутри общества люди разделены на группы в соответствии с их родом деятельности.

    Как правило, все формы социальной стратификации тесно переплетены: один человек может занимать высшее положение в каком-то одном отношении (например, быть менеджером высшего звена в фирме), при этом в другом отношении он будет стоять ниже (например, тот же менеджер не имеет никакого отношения к чиновничеству и управлению государством).

  4. Социальная стратификация (10 класс)

    Социальная стратификация – это совокупность социальных групп, расположенных иерархически по критериям социального неравенства, называемых стратами (слоями, пластами).

    Страта— это большая группа людей, которая отличается от других своим положением в социальной структуре общества.

    В научную сферу термин «социальная стратификация» был введен русско-американским социологом П.А. Сорокиным. Он выделял три основные формы стратификации: экономическую, политическую и профессиональную.

    Проще говоря, социальной стратификацией общества называют отношения между слоями общества, а также определенными социальными институтами.

    Критериев, по которым общество разделяется на страты, может быть очень много. Разные исследователи выдвигали на этот счет разные теории. Выделяют три наиболее авторитетные теории социальной стратификации: теория Карла Маркса, система Макса Вебера и функционализм Питирима Сорокина.

    Ученый Причина неравенства
    Карл Маркс Сам факт обладания человеком собственностью, уровень доходов.
    Макс Вебер Критерии Карла Маркса + социальный престиж и участие человека в жизни политической партии.
    Питирим Сорокин Права и привилегии, ответственность и обязанности между людьми распределены неравномерно.

    Так как каждая социальная структура представляет из себя совокупность работающих социальных общностей, в ней можно выделить закономерные элементы.

    Элементы социальной структуры общества

    – этническая (род, племя, народность, нация);

    – демографическая (по возрасту и полу);

    – поселенческая (городские жители, сельские жители);

    – классовая (буржуазия, пролетариат, крестьяне);

    – профессионально-образовательная.

    Пять основных критериев социальной стратификации

    1. Доход — количество финансовых поступлений за определенный период (месяц, год).

    2. Богатство — накопленные доходы.

    3. Власть — способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать влияние на деятельность других людей с помощью авторитета, права, насилия и других методов.

    4. Образование — знания, умения и навыки, которые освоены в процессе обучения.

    5. Престиж — общественная оценка привлекательности, значимости профессии, должности, увлечений.

    Выделяют три стратификационных уровня:

    – высший — верхние слои находятся в более привилегированном положении, обладают ресурсами или возможностями получить вознаграждение, они значительно малочисленнее нижних;

    – средний — бизнесмены, руководители, бюрократия и специалисты;

    – низший — те, кто находится за чертой бедности, люмпены, маргиналы.

  5. Социальная структура общества (8 класс, 11 класс)

    В современном западном обществе в последнее время набирает популярность шестислойная иерархия, основанная на уровне престижа работы и дохода.

    Согласно ей, общество делится на:

    1. Высший класс:— высший слой высшего класса (люди, владеющие наследственным богатством, в среднем они составляют менее 1% населения страны); — низший слой высшего класса (люди, которые заработали состояние, в среднем они составляют около 4% населения страны).

    2. Средний класс: — высший слой среднего класса (люди, занимающие высокооплачиваемые должности, представители умственного труда или бизнесмены, в среднем они составляют 15 – 25% населения страны); — низший слой среднего класса (квалифицированные рабочие, например, инженерно-технические работники, менеджеры, они составляют до 40% населения страны).

    3. Низший класс: — высший слой низшего класса (неквалифицированные работники, которые занимаются физическим трудом, они составляют 20 – 25% населения страны); — низший слой низшего класса (безработные, люмпены, они составляют от 5 до 15% населения страны).

    Социальное неравенство существует также и между странами. Преодолеть его можно, главным образом предоставив людям возможность перемещаться из одной страны в другую.

  6. Социальная мобильность (8 класс, 10 класс)

    Существует три основных стратификационных уровня: высший, средний и низший — и большое разнообразие социальных групп. Человек может переходить из одной группы в другую, при этом повышать или понижать свой социальный статус, либо из одной группы в другую, расположенную на том же уровне. Такой переход называют социальной мобильностью.

    Социальная мобильность — изменение социального положения человека через переход из одной социальной группы в другую.

    Виды социальной мобильности

    – Коллективная — много людей меняют социальную группу из-за внешних обстоятельств. Пример: после изобретения электропоезда все кочегары сменили сферу деятельности.

    – Индивидуальная — человек переходит из одной группы в другую единолично. Пример: принц Карл вступил в наследство и стал королем.

    – Внутрипоколенная — изменение социального статуса человека в одном поколении. Пример: юноша был чистильщиком обуви, затем стал менеджером, а после — предпринимателем.

    – Межпоколенная — изменение социального статуса у разных поколений. Пример: дед был крестьянином, отец рабочим, а сын стал нефтяным магнатом.

    – Вертикальная — подъем по социальной лестнице. Пример: младший менеджер стал старшим менеджером.

    – Горизонтальная — перемещение внутри социальной группы. Пример: инженер переехал из России в Америку, но все еще работает инженером. «Социальный лифт» — это способ перемещения человека из одной страты в другую. К этим способам относятся:

    – Армия, церковь и образование (с их помощью можно совершать поступательный карьерный рост).

    – Средства массовой информации (они позволяют увеличить популярность деятелей культуры).

    – Партийная деятельность (позволяет сделать карьеру политику).

    – Накопление богатства.

    – Брак с представителем высшего класса.

  7. Многообразие социальных общностей и групп (8 класс, 10 класс)

    Признаками социальной группыможно считать: наличие взаимодействия между некой совокупностью людей; регулирование отношений определёнными правилами, ожиданиями соответствующего поведения; осознание своей принадлежности к данной группе и признание этого другими.

    В зависимости от положенного в основу различения групп критерия выделяют большие и малые, первичные и вторичные, формальные и неформальные группы. Из определения«большие и малые группы» уже понятно, что речь идёт о размере (численности) объединения. По оценкам социологов, оптимальная численность малой группы — 5-7 человек. При этом состав её, как правило, стабилен. Некоторые исследователи выделяют глобальные социальные группы — общности (например, народность).

    В малой группе люди устанавливают непосредственные личные контакты (каждый с каждым), в то время как в большой группе преобладают опосредованные связи. По этому критерию — характеру взаимодействия — группы подразделяют напервичные и вторичные. В первичной группе люди не рассматриваются лишь в качестве носителей определённых функций. Здесь каждый воспринимается во всей своей полноте, со всей совокупностью присущих индивидуальных черт. Отношения здесь регулируются преимущественно групповым мнением. Во вторичных группах люди выступают уже не столько в качестве персон, сколько в своих функциональных предназначениях.

    Группы (со своей конкретной общественной задачей, структурой, разделением функций, отделением руководства от непосредственных исполнителей) называютсяформальными.

    Группа, где ценят не столько за производственные успехи, сколько за душевные качества, называетсянеформальной.

  8. Социальные интересы (10 класс)

    Каждой социальной группе свойственны общие для всех ее участников интересы. Интересы людей имеют в своей основе их потребности. Однако интересы направлены не столько на предмет потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают доступными эти предметы. Прежде всего, это касается материальных и духовных благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей. По направленности интересы можно разделить на экономические, социальные, политические, духовные.

    Интересы людей, связанные с положением социальной группы в обществе и человека в этой группе, называют социальными интересами. Они состоят в сохранении или преобразовании тех учреждений, порядков, норм взаимоотношений, от которых зависит распределение благ, необходимых данной социальной группе.

    Социальные интересы воплощаются в деятельности — ее направленности, характере, результатах.

  9. Социальные конфликты и пути их разрешения. Неравенство, богатство и бедность. (8 класс, 10 класс)

    Слово «конфликт» происходит от латинскогоconflictusи означает «столкновение».

    В обществе, как уже отмечалось, люди и социальные группы занимают разное положение. Это означает, что различны и их интересы. В определённых ситуациях эти интересы могут оказаться прямо противоположными. К примеру, малоимущие группы населения выступают за государственно-централизованную систему распределения основных товаров и услуг. Это позволяет им сохранять пусть невысокий, но гарантированный уровень жизни. Другие группы, связанные, допустим, с торгово-посреднической деятельностью, заинтересованы в том, чтобы вмешательство государства в сферу экономики было минимальным. Причины конфликта могут быть связаны и с различием в представлениях о ценностях. Такие конфликты часто приобретают религиозную окраску.

    Различают конфликты локальные(затрагивающие отдельные стороны общественной жизни),масштабные (охватывающие значительные сферы или даже всё общество) и глобальные(в них втягивается большинство государств мира). В рамках отдельного общества наиболее масштабным конфликтом является социальная революция. Конфликты играют отрицательную роль в общественной жизни.

    Вместе с тем нельзя не учитывать и того, что конфликт несёт в себе не только разрушительное, но и конструктивное, положительное начало. Он сигнализирует о назревших противоречиях. При умелом разрешении конфликта происходит улучшение ситуации, открываются возможности для дальнейшего развития.

    Главным критерием неравенства является богатство, деньги. Остальные — власть, престиж, репутация, привилегии, контроль ресурсов — тесно с ним связаны. Из-за неравенства отношения людей в обществе всегда находились в состоянии шаткого равновесия, нарушавшегося в случае ухудшения жизни бедных или усиления давления на них.

    Материальное положение человека влияет на его образ в глазах других людей. Богатые люди воспринимаются счастливыми, здоровыми, приспособленными, бедные — несчастными и неприспособленными, ленивыми. Они составляют в мире большинство населения. Многие богатые страны и отдельные люди занимаются продвижением социальных программ, направленных на улучшение жизненных условий бедных. Также существуют разнообразные фонды и благотворительность.

    Однако равновесие между богатыми и бедными не достигается практически никогда, потому что в процессе развития общества богатые богатеют, а бедные беднеют. Социальные программы должны быть максимально гибкими и адаптированными к национальным особенностям стран.

  10. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и «новые» богатые (10 класс)

    Богатство — изобилие у человека или общества нематериальных и материальных ценностей, превышающее жизненные потребности. Кбогатству можно также отнести доступ к здравоохранению, образованию и культуре.

    Богатые люди владеют максимально ликвидными ценностями, к числу которых относятся нефтяные компании, коммер­ческие банки, супермакеты, издательства, замки, острова, роскошные отели или коллекции картин.

    Ликвидность обозначает способность быть проданным в любую минуту. Домашняя утварь, мебель, потертая одежда или старая машина и все то, чем обычно владеют представители средних них или низших слоев, представляют ценность только для них самих. Старые — не являются богат­ством в точном смысле. А вот бриллианты или художественные картины — истинное богатство. Они ликвидны — их можно все­гда продать.Человек, всем этим обладающий, считается богатым. Причем, наличных денег у него может быть и немного, чаще всего они материализованы в сверх­ценных вещах.

    Богатство — это то, что накапливается за долгие годы и передается по наследству, обеспечивая безбедную жизнь. Если богатому человеку, приходится (постоянно, а не временно) подрабатывать, значит он не является истинным представителем высшего сословия. Таким образом, богатые отличаются от двух других катего­рий населения — зажиточных и бедных. «Новые богатые» — это те, кто не успел проверить прочность своего состояния временем. К примеру, у «старых богатых» деньги вложены в корпорации, банки, не­движимость, и это приносит надежную прибыль. Они не распы­ляются, а приумножаются усилиями десятков и сотен таких же богатых людей. Взаимные браки между ними создают клановую сеть,страхующую каждого в отдельности от возможного разорения.

    Отличительная черта «старых богатых» — расточительный образ жизни. И те, и другие могут позволить себе купить роскош­ный лимузин за 750 тыс. долл. Однако «новых богатых» подобный жест автоматически не приобщает к высшему классу.

  11. Средний класс и приличествующий уровень жизни (10 класс)

    Средний класс (наемные работники) – чиновники высшего и среднего уровня, инженеры, преподаватели, руководители среднего звена, мелкие и средние предприниматели. Гарант экономической и социальной стабильности в обществе.

    Средний класс – в современном развитом обществе представители основной части населения, границы которого четко не фиксированы. В отличие от сравнительно малочисленных низших и высших групп средний класс составляет 70% населения и выше. Выделяется по целому ряду признаков: уровень доходов, стандарты потребления, образование, владение материальной или интеллектуальной собственностью, способность к высококвалифицированному труду и др.

    Средний класс играет в обществеособую роль, образно ее можно уподобить функции позвоночника в человеческом организме, благодаря которому он сохраняет равновесие и устойчивость. В средний класс входят, как правило, те, кто имеет экономическую независимость, являясь собственником предприятия, или ярко выраженную профессиональную ориентацию. А это как раз те функции, которые обществом не только высоко ценятся, но и высоко вознаграждаются. Ученые, священники, врачи, адвокаты, средние менеджеры, банкиры и предприниматели составляют социальный стержень общества. Там, где нет среднего класса или он еще не сформировался, общество нестабильно.

  12. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление (10 класс)

    Бедность можно определить как состояние, вызванное недостатком материальных ресурсов для ведения нормального образа жизни, который является привычным и характерным для значительной части общества. Бедность возникает всякий раз, когда часть населения не может удовлетворить минимальные потребности в основных условиях жизнедеятельности, принятых в данном обществе. Данное явление присуще всем без исключения обществам, формациям.

    Бедность – характеристика экономического положения индивида или группы, при котором они не могут сами оплатить стоимость необходимых благ.

    Причины бедности

    – Постоянное повышение черты бедности (прожиточного минимума, особенно в рыночных условиях);

    – Действующий механизм компенсации роста потребительских цен различным категориям населения;

    – Самостоятельная адаптация населения к новым социально-экономическим условиям;

    – Принадлежность человека к тем или иным группам населения (возраст, образования, сфера занятий, место проживания, социально-профессиональный статус).

    Критериев и показателей бедности существует несколько. Для оценки в целом уровня бедности сравнивают среднедушевые доходы с прожиточным минимумом (меньше, равен, чуть больше). Вторым критерием может выступать соотношение со средней зарплатой по стране – к бедным относят тех, у кого среднедушевые доходы менее 1/3 от средней зарплаты по стране. И, наконец, о бедности можно судить по доли затрат на питание в расходах семьи, более 50 % — семью можно отнести к бедным (в богатых семьях эта доля 5 — 6 %).

    Уровень бедности может также показать распределение доходов среди населения и смертность, величина валового внутреннего продукта, приходящаяся на душу населения, грамотность взрослого населения и предстоящая продолжительность жизни.

  13. Социальные аспекты труда. Культура труда (10 класс)

    Возможность удовлетворения в процессе труда основных потребностей и интересов человека — это ключевой фактор, определяющий возможности развития личности, направленность трудовых навыков, реализацию творческих, физических и иных способностей человека. Он влияет на отношение к труду и удовлетворенность трудом, степень интереса к труду, уровень производительности и качества труда, его культуру.

    Культура труда является залогом высокой производительности, а также безопасности труда.Только в случае, когда рабочее место трудящегося подготовлено в соответствии с нормами, вовремя поданы необходимые материалы и инструменты, обеспечено требуемое освещение, надлежащая температура воздуха, отвод вредных веществ, если они получаются в технологическом процессе, можно ожидать расчетной производительности труда. Эти же факторы обеспечивают и безопасность труда.Важнейшим фактором культуры труда является надлежащая подготовка рабочих и руководителей работ. Рабочие и инженерно-технический персонал должны быть обучены соответственно для выполнения конкретного вида работ, ознакомлены с инструкциями по безопасной и экономичной эксплуатации оборудования, рабочий день и рабочая неделя не должны превышать времени, установленного в данном технологическом процессе.

  14. Изменение социальной структуры с переходом в постиндустриальное общество (8 класс)

    При переходе общества к индустриальному типу социальная структура общества менялась таким образом, что исчезала сословность и сословия. К примеру, сословия исчезли, появились классы. И дворянство прекратило свое существование, появилась буржуазия.

    Более того, увеличилось социальное неравенство между управляющими и управляемыми классами. Социальная структура приобретала больше городского населения, а сельское уменьшалось.

    Вдобавок, стало больше образованного населения даже в рабочей среде, потому что работа на мануфактурах со станками требовала хотя бы элементарных знаний.

  15. Социальные статусы и роли. Социальная позиция человека в обществе (8 класс)

    Социальная позиция человека в обществе с вытекающими из неё правами и обязанностями и есть его социальный статус.

    Значение имеют национальность, социальное происхождение. Социальный статус взрослого человека во многом зависит от уровня образования, профессии, занимаемой должности, семейного положения.

    Таким образом, социальный статус охватывает целый набор позиций. Из них всегда можно найти главную, наиболее важную в данный период для человека. Социологи различаютприписанный (предписанный)идостигаемыйстатусы. Первый статус принадлежит человеку от рождения, второй являетсярезультатом прилагаемых усилий. Достигаемым статусом называют то, что человек обретает собственными усилиями: образование, материальное положение, политическое влияние, деловые связи, квалификацию и т.д.

    Иногда статус разделяют наприрождённыйиприписываемый. К прирождённому статусу можно отнести пол, возраст (хотя это изменчивая, но биологически определяемая сторона статуса), этническую принадлежность, расу. Приписываемый статус также приобретается с рождения (или будет обязательно признан обществом), но не носит биологического характера. Так, член королевской семьи с рождения приобретает определённые титулы.

  16. Ролевой репертуар личности (8 класс)

    Социальный статус человека даёт ему определённые права, накладывает обязанности и предполагает соответствующее поведение. Ожидаемое от человека данного социального статуса поведение называетсясоциальной ролью.

    Общество, его различные группы и организации мерами поощрения и наказания, то есть различными санкциями, поддерживают поведение, предписываемое социальной ролью. Поскольку человеку приходится выполнять различные социальные роли, их требования могут вступать в противоречие.

    Наличие готовых этикетных стереотипов избавляет человека от необходимости создавать каждый раз заново схемы общения. С другой стороны, само разнообразие поведенческих тактик обеспечивается тем, насколько велик выбор стереотипов, то есть какие возможности предоставляет человеку система этикета и ролевых взаимоотношений.

    Учитывая многообразие культурных норм и правил, мы приходим к выводу о необходимости динамики социальных форм для гибкого существования и развития личности в современном обществе. Еще более существенной при этом становится этическая норма и мораль индивидуума. При смене масок необходимо сохранять свое лицо. Речь идет об умении вступать в различные ролевые взаимоотношения, разделяя их форму и смысл, усиливая и насыщая мораль и нравственность выражаемого акта или же намеренно не допуская эмоциональной включенности жеста.

    Одним из инструментов подобного развития является расширение ролевого репертуара личности, при котором индивид обучается имиджевому поведению и особому характерному взгляду на мир из различных ролей и позиций. Приоритетным оказывается не столько автономная самостоятельность подобных образов (как это происходит при обильной практике ролевых игр), сколько способность к их организации и построению внутренней системы, устойчивой и гибкой одновременно.

  17. Гендерные различия: социальные роли мужчин и женщин (8,11 класс)

    Каждый из нас принадлежит к определённому полу, мы определяем себя как мужчина или женщина. В основе половых различий лежат, как известно, биологические, анатомические черты. Однако существуют такие составляющие половой принадлежности, которые определяются не природой, а обществом. Эти составляющие получили название гендер— социальный пол.

    Сложившиеся в обществе представления о месте, роли, предназначении мужчины и женщины, о том, в чём выражается мужественность и женственность, зависят во многом от культуры этого общества, его традиций и меняются со временем. В одних культурах половые различия могут быть очень значимы, в других им придаётся меньшее значение. Различия между мужчиной и женщиной проявляются также в стилях ролевого общения с другими людьми.

    Гендерное воспитание начинается с младенчества. С девочками и мальчиками родители общаются по-разному, даже если не всегда осознают это. С учётом пола выбираются первые игрушки, одежда. Дети довольно рано осознают свою принадлежность к определённому полу и усваивают характерный тип поведения. Под влиянием семьи, ближайшего окружения, телепередач у детей складываются определённые личностные качества, модели поведения, которые помогут им выполнять гендерные роли.

    Местом, где гендерные роли проявляются чаще всего и весьма отчётливо, является дом. Женщина и мужчина выполняют по дому, как правило, разную работу. Женщины заботятся о детях, убирают жилище, готовят, стирают и т. п. Мужчины занимаются ремонтом автомобиля, бытовой техники, в сельской местности — работают во дворе. В целом основная часть домашних забот ложится на женщину.

    На работе гендерные роли также сохраняют своё важное значение. Количество работающих женщин возросло во всём мире. Однако сохраняются профессиональные ограничения, связанные с принадлежностью к определённому полу. Отчасти это связано с физическими особенностями полов, но в не меньшей степени и со сложившимися в обществе представлениями и предрассудками.

  18. Изменения статуса с возрастом. Социальные роли подростков (8 класс)

    Ролевой репертуар человека во многом связан с его возрастом. Положив в основу социального деления показатель возраста, мы можем выделить ряд групп: дети, подростки, молодёжь, люди зрелого (среднего) возраста, пожилые и старики.

    Как правило, переход от детства к взрослости подразделяется на два этапа: подростковый возраст и юность (ранняя молодость).

    В подростковом возрасте, как отмечают психологи, особенно ярко проявляет себя потребность в общении, прежде всего, со сверстниками. При этом вначале подростки предпочитают общение со сверстниками своего пола, а в более старшем возрасте дружеские компании уже, как правило, включают и мальчиков и девочек.

    Такое общение играет важную роль в развитии человека: осваиваются социальные нормы, способы взаимодействия с другими людьми, гендерные роли, определяемые сложившимися традициями, нормами модели полового поведения. Отмечается и такая особенность подростков, как стремление быстрее перейти в статус взрослого. Взрослость — это прежде всего ответственность за себя и своих близких, готовность и умение постоянно решать сложные жизненные проблемы. Большинство начинают понимать это в юношеском возрасте, и после этого уже не торопятся взрослеть.

    Молодёжь экспериментирует, «примеряет» на себя различные взрослые роли, испытывает себя в разнообразных видах деятельности. Юность как период поисков себя, своего места в жизни воспринимается и принимается обществом как нормальное явление.

  19. Отношения между поколениями (8 класс)

    Ещё одной возрастной группой, которую выделяют социологи, является поколение. Поколением называют людей, родившихся в один определённый период времени. Например, говорят «поколение восьмидесятых», имея в виду тех, кто родился в 80-е гг. XX в. Бывает, что «возраст» поколения определяют по периоду, в котором люди проявили себя наиболее ярко. Поколением также считают группу людей примерно в рамках тридцатилетнего периода: именно столько лет отделяет в среднем рождение этих людей от рождения их детей, которые образуют новое поколение. В этом случае уместно говорить о поколениях «отцов» и «детей».

    Людей одного поколения сближает время их рождения, становления, реализации. Они переживали одни и те же исторические события, а также действуют в одних социальных условиях. Между поколениями существуют довольно заметные различия. Результатом этого может стать растущее отчуждение или даже конфликт между поколениями.

    Неизбежное различие между поколениями не должно закрывать от нас непреложную истину: каждое новое поколение стоит на плечах предыдущего. Поэтому преемственность поколений, восприятие молодыми всего ценного, накопленного предшественниками, являются необходимым условием развития общества.

  20. Гендерные стереотипы (11 класс)

    В разные исторические эпохи в обществе существовали определённые представления о месте, отведённом мужчине и женщине в социальной иерархии; о том, какими занятиями и видами деятельности должны преимущественно заниматься представители разных полов; как подобает им вести себя в типичных ситуациях; в чём проявляется женственность, а в чём — мужественность; каковы должны быть различия в воспитании мальчиков и девочек.

    Такие представления получили название гендерных стереотипов. Сам термин «стереотип» означает устоявшееся и закрепившееся отношение к явлениям, событиям. Стереотип упрощает реальность, он не формируется самой личностью, а воспринимается ею под влиянием общения с другими, воздействия средств массовой информации и т. д.

    Гендерные стереотипы — это разделяемые большинством представления о различиях личностных качеств мужчин и женщин, об особенностях их поведения и выполняемых социальных ролях.

    Такие представления на протяжении долгого времени были довольно близки у разных народов и устойчивы во времени. Многие из них существуют и сегодня. Так, зависимое от мужчины положение женщины рассматривалось в течение многих веков как вполне справедливое и отвечающее природе полов. Женщины являлись хранительницами очага, воспитательницами малолетних детей. Участие во власти, управлении виделось исключительно мужским делом.

  21. Гендерная роль (11 класс)

    Понятие «гендерный стереотип» связано с другим понятием — гендерная роль. Вы знаете, что роль предусматривает реализацию определённого поведения в различных ситуациях. Общество ожидает, что мужчина и женщина будут носить определённую одежду, выполнять свои функции в семье, предпочитать соответствующий полу тип досуга. Выход за пределы гендерной роли, если напрямую и не осуждается обществом, всё-таки выглядит в глазах многих странным, выбивающимся из сложившегося порядка людей.

    Нередко возникает состояние, которое социологи называют гендерным конфликтом. Основная причина такого конфликта лежит в области столкновения целей и интересов людей из-за разного понимания гендерных ценностей. Проявляться такие конфликты могут в семье, на работе, в общественных местах. Так, между мужем и женой возможны напряжённые отношения, вызванные стремлением каждой стороны к лидерству в семье или несправедливым, на взгляд одной из сторон, распределением домашних обязанностей. Всё большие масштабы приобретает конкуренция между мужчинами и женщинами из-за престижных рабочих мест.

    В целом современное общество создаёт большие возможности для расширения социальных ролей женщин. Выше отмечалось, что сегодня женщина, занимающая пост главы государства или руководителя крупной финансовой структуры, уже не вызывает удивления. Женщины служат в армии, осваивают такие виды спорта, которыми раньше занимались только мужчины, например тяжёлую атлетику.

    В то же время, большинство женщин понимает, что любые профессиональные достижения не должны становиться препятствием на пути к полноценному выполнению ролей матери и жены.

    Но гендерные изменения затрагивают не только публичную сферу. Происходят они и в частной, прежде всего семейной, жизни, в ценностных ориентациях людей. Гендерное распределение ролей утрачивает свою жёсткую закреплённость за полом. Трудовая деятельность и семейные отношения постепенно становятся одинаково значимыми для мужчин и женщин.

  22. Гендерный конфликт (11 класс)

    Различают три вида гендерных конфликтов.

    На макроуровнегендерный конфликт представляет собой социальный конфликт. В основе социального конфликта лежит борьба между социальными группами людей за реализацию собственных целей.

    В упрощенном виде гендерный конфликт на макросоциальном уровне можно рассмотреть как конфликт интересов, то есть борьбу женщин за более высокий статус в обществе. Во всех современных обществах женщины по сравнению с мужчинами обладают более низким статусом. Следовательно, они имеют меньше власти и меньше доступа к принятию решений, важных для общественного развития. Это приводит к рассогласованию традиционного полоролевого поведения и к появлению личностных потребностей в изменении содержания предписанных гендерных ролей.

    Ситуация становится конфликтной, когда приходит осознание противоречивости позиций двух сторон (когнитивный аспект), и это осознание вызывает у участников конфликта негативные эмоциональные переживания (эмотивный аспект), а также побуждает к активным действиям (конативный аспект), направленным на устранения этого противоречия. В ситуации гендерного социального конфликта осознание женщинами их более низкого по сравнению с мужчинами статуса в обществе и несогласие с таким установившимся порядком может проявиться в активизации женских движений за свои права (первая и вторая волна феминизма). В последнее время данный вид конфликта в демократически ориентированных обществах становится институционализированным, то есть разрешается законодательным путем.

    Науровне межличностных отношенийгендерные конфликты наиболее распространены в семейной и профессиональной сферах. При изучении гендерных конфликтов на этом уровне важным является определение поведенческих стратегий, способствующих конструктивному разрешению возникших противоречий.

  23. Гендерная идентичность (11 класс)

    Гендерная идентичность является одной из важнейших и, наряду с этнической, наиболее стабильной среди всех форм социальной идентичности человека. В современной литературе можно встретить по крайней мере еще два термина, соотносимых по смыслу с понятием «гендерная идентич­ность»: половая идентичность и психологический пол.

    Ген­дерная идентичность — осознание себя связанным с культурными оп­ределениями мужественности и женственности. Понятие действует от­нюдь не за пределами субъективного опыта и служит психологической интериоризацией мужских или женских черт, возникая в результате процесса взаимодействия «Я» и других.

  24. Эмансипация несовершеннолетних (11 класс)

    Эмансипация несовершеннолетних — признание несовершеннолетнего, достигшего шестнадцатилетнего возраста, полностью дееспособным посредством решения органа опеки и попечительства либо суда.

    Институт эмансипации стал новым явлением для российского гражданского законодательства. Его необходимость была продиктована происходившими в России последнее десятилетие экономическими реформами, которые изменили как экономику страны, так и менталитет ее граждан.

    Эмансипация совершается по решению органа опе­ки и попечительства при наличии согласия обоих родителей или иных законных представителей, либо суда, если родители или один из них на то не согласны. В статье не сказано о желании самого несовершеннолетнего. Однако нет сомнений, что эмансипация может быть объявлена только на основе его заявления. Формулировка ст. 27 ГК дает основание сделать вывод, что занятие предпринимательской деятельностью или работа по трудовому договору не являются безусловными основаниями для эмансипации. Орган опеки и попечительства, а также суд в каждом конкретном случае при принятии соответствующего решения должны оценить длительность и устойчивость трудовой или предпринимательской деятельности несовершеннолетнего, размер его заработка и других доходов, иные обстоятельства.

Your browser does not support SVG