logoКибер
Репетитор

  1. Что изучает экономическая наука (11 класс)

    У понятия «экономика» три основных определения:

    – Система хозяйствования, которая обеспечивает удовлетворение потребностей человека и общества с использованием необходимых жизненных благ;

    – Отношения, возникающие между людьми в процессе производства, обмена и потребления благ и услуг в тот или иной период времени;

    – Наука, изучающая хозяйство и связанную с ним человеческую деятельность, направленную на удовлетворение потребностей человека и общества.

  2. Экономика как наука – это…

    Совокупность конкретных экономических дисциплин, таких как экономика сельского хозяйства, промышленности и труда, финансы и кредит, математика, экономическая статистика.

    Экономика как наука исследует экономические отношения, а также связи и отношения, которые возникают в процессе производства товаров и услуг.

    Задачи экономики как науки:

    – Создание эффективных форм ведения хозяйства;

    – Поиск оптимального способа удовлетворить безграничные человеческие потребности с помощью ограниченных ресурсов.

    Микроэкономика – это наука, изучающая экономические отношения в отдельных фирмах, отраслях, регионах.

    Макроэкономика – это наука о хозяйстве целом, об экономических отношениях в разных странах и в мире.

  3. Экономика и экономическая деятельность (11 класс)

    В широком смысле слова экономика — это совокупность методов создания условий для выживания и прогресса человечества. Таким образом, экономическая деятельность представляет собой все виды хозяйственной деятельности людей для удовлетворения их потребностей и обеспечения материальных условий жизни.

    Экономическая деятельность необходима для того, чтобы превращать ресурсы в нужные экономические блага — товары и услуги, удовлетворяющие ту или иную потребность человека и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

  4. Измерители экономической деятельности (11 класс)

    Между различными видами экономической деятельности существует тесная взаимосвязь. Так, производство и распределение невозможно разделить, ведь произведенные блага могут дать полезный результат в том случае, когда они дошли до потребителя. Потребление не только цель производства, но и стимул его развития. Оно оказывает серьезное влияние на рост объемов производства, развитие тех или иных его отраслей.

    Еще одна составляющая экономической деятельности, связывающая производство с распределением и потреблением, — это обмен.

    Обмен— экономическая операция, в процессе которой одно лицо передает другому вещь, товар, получая взамен деньги или другую вещь.

    Разнообразные отношения, складывающиеся в процессе производства и распределения материальных благ, входят в понятие «экономическая сфера общества».

    Успех решения главной проблемы экономики — определения наиболее эффективных способов использования ограниченных ресурсов — во многом зависит от правил, принципов организации деятельности. Так, уже несколько столетий миром экономики управляет один из основных принципов — принцип рациональности, позволяющий выбрать решения, основанные на стремлении получить наибольшие экономические результаты с минимально возможными затратами всех необходимых для этого ресурсов.

    Результаты экономической деятельности зависят не только от общих принципов ее организации, но и от так называемых экономических механизмов, то есть способов и форм объединения людьми своих усилий при решении задач жизнеобеспечения. Такими важнейшими механизмами экономики являются, например, разделение труда и специализация, торговля.

    Чтобы повысить уровень жизни населения, необходимо найти пути увеличения объема производства. Таких путей два: расширить объемы использования экономических ресурсов или увеличить эффективность их использования. Показателем или мерой того, насколько эффективно используются доступные ресурсы, является производительность. Когда больше качественных товаров производится при тех же ресурсах, производительность возрастает.

    Производительность— это объем товаров и услуг, создаваемых на единицу затрат. Затратами могут быть любые ресурсы, задействованные в процессе производства, — земля, топливо, расходы на оборудование и т.д. На производительность оказывает прямое воздействие качество трудовых ресурсов (профессиональная подготовка, квалификация работников), используемые технологии и эффективность управленческих решений.

  5. Экономика как подсистема общества (10 класс)

    Главная проблема экономики состоит в удовлетворении постоянно растущих человеческих потребностей за счет ограниченных ресурсов планеты. Так, если в средние века большая часть людей на планете удовлетворяла свою потребность в пище, занимаясь земледелием и скотоводством, то в наше время ресурсов Земли уже не хватит, чтобы прокормить всех людей таким образом. Задача экономики как раз и состоит в том, чтобы создать систему производства, которая позволит при ограниченных земельных ресурсах прокормить возрастающее население планеты.

    Удовлетворение потребностей осуществляется с помощью экономических благ.

    Блага – это все, что ценится людьми как средство удовлетворения их потребностей.

    Существует два вида благ:

    – Свободные (природные) блага – это те блага, которые доступны людям в большом количестве и которые не используются в полном объеме. К таким благам относятся, например, энергия ветра, вода океанов, солнечный свет.

    – Экономические блага – то есть товары и услуги, созданные человеком. Эти блага ограничены, недостаточны для удовлетворения потребностей людей в полном объеме, такие блага требуется распределять. К ним относятся, например, одежда, пища, жилье.

    Для производства экономических благ необходимы ресурсы, то есть возможности и условия, которые позволяют с помощью определенных действий получить желаемый результат. Те ресурсы, которые участвуют в производстве товаров и услуг, называют факторами производства. Подробнее о них будет сказано в следующей статье.

    Процесс создания экономических благ и услуг делится на четыре этапа:

    1. Производство – сам процесс производства создания блага. Подразделяется на: а) материальное производство, то есть создание товаров (книг, телефонов); б) нематериальное производство, то есть оказание услуг (образование, услуги автосервисов или салонов красоты).

    2. Распределение – процесс разделения товара между участниками производства. На практике под разделением подразумевается, что произведенные товары распределяются по магазинам (партию книг развозят по книжным магазинам, партию пирожных – по продуктовым).

    Взаимосвязь между этапами экономического процесса.

    3. Обмен – процесс обмена продукта на деньги или другой продукт. На практике процесс обмена – это чаще всего покупка товара (книги в книжном или пирожного в продуктовом магазине).

    4. Потребление – конечный этап, использование или уничтожение предмета. Так, книгу можно хранить на полке и перечитывать несколько раз, ее потребитель использует, а пирожное можно только съесть – при использовании оно уничтожается.

  6. Экономика и уровень жизни (10 класс)

    Важным показателем и результатом экономической жизни общества является уровень жизни его членов, под которым понимают степень обеспечения населения товарами, услугами и условиями жизни, необходимыми для комфортного и безопасного существования. Именно эффективное использование производственных ресурсов считается сегодня действительным критерием уровня экономического развития стран. Но поскольку эффективность экономики рассчитать сложно, для сравнения уровней развития стран экономисты чаще всего используют такой показатель, как валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения (суммарная стоимость всех конечных продуктов и услуг, произведенных страной за год, поделенная на численность населения). Этот измеритель экономической деятельности выступает показателем уровня благосостояния или уровня жизни.

    Уровень жизни в широком смысле включает множество показателей: уровень здоровья людей, состояние окружающей среды, степень неравномерности распределения доходов в обществе, доступность культуры, прожиточный минимум и др.

    Эксперты Организации Объединенных Наций (ООН) считают, что уровень жизни характеризует особый показатель — индекс развития человека, вычисляемый на основе величин: ВВП на душу населения, средняя продолжительность жизни и уровень образования.

  7. Экономика и социальная структура общества (10 класс)

    Одной из значительных общностей выступает народонаселение, которое является важнейшим условием жизни и развития общества. Темпы общественного развития, кризис или расцвет во многом зависят от таких показателей, как общая численность населения, темпы его роста, состояние здоровья. В свою очередь, все эти показатели очень тесно связаны с экономической жизнью общества. Так, на темпы рождаемости влияет прежде всего уровень материального благосостояния, обеспеченность жильем, степень вовлеченности женщин в общественное производство.

    Существует и обратная зависимость, когда народонаселение влияет на экономику. Ускорение или замедление темпов экономического развития зависит от общей численности населения, плотности населения (в регионе с небольшой численностью населения затруднено разделение труда, дольше сохраняется натуральное хозяйство), темпов роста населения (низкие темпы затрудняют воспроизводство рабочей силы и снижают соответственно объемы производства, слишком высокие темпы роста населения заставляют направлять значительные ресурсы на его простое физическое выживание).

    Состояние здоровья населения также является фактором экономического развития. Его ухудшение ведет к снижению производительности труда в хозяйстве, сокращению продолжительности жизни. Проблема согласования интересов различных участников экономической жизни общества остается актуальной, поэтому экономическая и социальная сферы должны дополнять и взаимно поддерживать друг друга.

  8. Экономика и политика (10 класс)

    Одной из общественных функций государства является использование имеющихся возможностей для экономического развития. Каждая страна сталкивается с проблемой выбора лучшего варианта такого развития, и здесь существенна роль государственной политики. В последние десятилетия эта политика подверглась серьезной переориентации.

    Вследствие краха экономической, политической и социальной системы, основанной на централизованном планировании, рыночные силы и свободное предпринимательство стали рассматриваться как основа жизнеспособности социально-экономической системы.

    В большинстве стран, выбравших путь рыночных преобразований в экономике, предпосылкой экономического роста стали приватизация и снижение регулирующей роли государства. Это сопровождается переоценкой функций и политики государства. Правительства стремятся меньше вмешиваться в те области, где рынок работает с большей эффективностью. Однако это означает не ликвидацию государственного управления, а, скорее, изменение его форм и улучшение качества.

  9. Экономическая культура: сущность и структура (10-11 класс)

    Культура является атрибутом человека, она отражает его развитие в обществе. Этот процесс созидания человеком самого себя происходит в ходе непосредственной деятельности, через рост его материальной и духовной вооруженности.

    Воздействие на человека этой деятельности бывает разным. Так, например, труд может не только возвышать человека. В условиях, когда труд носит рутинный характер, он высасывает все силы — такой труд приводит к деградации человека.

    Культура выступает как итог противоборства различных, в том числе и антикультурных, тенденций в обществе.

    Экономическая культура общества — это система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение. Экономическая культура личности представляет собой органическое единство сознания и практической деятельности. Она определяет творческую направленность экономической активности человека в процессе производства, распределения и потребления. Экономическая культура личности может соответствовать экономической культуре общества, опережать ее, но может и отставать от нее, мешать ее развитию.

    В структуре экономической культуры можно обозначить наиболее важные элементы:

    – знания и практические умения;

    – экономическую направленность;

    – способы организации деятельности;

    – нормы, регулирующие отношения и поведение человека в ней.

    Основой экономической культуры личности является сознание, а экономические знания — его важным компонентом. Эти знания представляют собой совокупность экономических представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ, влиянии экономической жизни на развитие общества, о путях и формах, методах, способствующих устойчивому развитию общества.

  10. Экономическая культура личности. Экономические отношения и интересы (10-11 класс)

    Важным проявлением экономической культуры являются экономические отношения. От характера экономических отношений между людьми (отношения собственности, обмена деятельностью и распределения товаров и услуг) зависит не только развитие производства, но и социальное равновесие в обществе, его стабильность. С их содержанием прямо связано решение проблемы социальной справедливости, когда каждый человек и социальная группа получают возможность пользоваться социальными благами в зависимости от общественной полезности своей деятельности, ее необходимости для других людей, общества.

    Экономические интересы людей выступают как отражение их экономических отношений. Так, экономические интересы предпринимателя (получение максимальной прибыли) и наемного работника (дороже продать свои трудовые услуги и получить большую зарплату) определяются их местом в системе экономических отношений.

    Экономический интерес — это стремление человека получить блага, необходимые ему для обеспечения своей жизни и семьи. В интересах выражены пути и способы удовлетворения потребностей людей.

    Основное содержание экономической жизни общества составляет взаимодействие экономических интересов людей. Отсюда важная задача — выработать принципы и способы оптимального сочетания их интересов, их гармонизация.

  11. Экономическая свобода и социальная ответственность (10 класс)

    Экономическая свобода включает в себя свободу принятия экономических решений и свободу экономических действий.

    Индивид вправе решать, какой вид деятельности для него предпочтительнее (труд по найму, предпринимательство и т.д.), какая форма собственнического участия ему представляется более целесообразной, в какой сфере и в каком регионе страны он проявит свою активность.

    В основе рынка, как известно, лежит принцип хозяйственной свободы. Потребитель свободен в выборе товара, производителя, форм потребления. Производитель свободен в выборе вида деятельности, ее объема и форм.

  12. Культура производства и потребления (11 класс)

    Экономическая культура и экономическая деятельность тесно взаимосвязаны между собой. На развитие экономической культуры, в частности, влияет деятельность таких субъектов хозяйства как производитель и потребитель. Одну из наиболее значимых ролей на мировом экономическом рынке играет производитель. В современном мире, где ключевое значение в производстве принадлежит высокотехнологическим изобретениям, от производителя требуются высокий уровень знаний, а также высокий уровень личной культуры, которая выражается в нравственности и честности.Также производитель должен обладать такими умениями и навыками как самоконтроль и самодисциплина. На рыночные отношения также влияет и уровень экономической культуры потребителя. Каждый потребитель должен обладать знаниями в сфере экономики, что делает невозможным возникновение коррупции на рынке.

    Культура производства

    – повышение образовательного и профессионального мастерства работников;

    – использование передовой техники и технологий;

    – переход от экстенсивного к интенсивному способу хозяйствования;

    – рациональное использование ресурсов на основе применения энергосберегающих технологий;

    – улучшение облика производства;

    – создание условий для комфортной работы;

    – культура управления.

    Культура потребления

    – повышение требований к качеству благ и услуг;

    – рациональное использование благ;

    – потребление не только материальных, но и духовных благ, выделение средств на занятия спортом, учёбу, отдых.

  13. Роль экономической культуры и деятельности (10 класс)

    Практика доказывает тесную взаимосвязь и взаимозависимость экономической культуры и экономической деятельности. Способы организации деятельности, выполнение личностью таких основных социальных ролей, как производитель, потребитель, собственник, оказывают влияние на формирование и развитие всех элементов экономической культуры. В свою очередь, уровень экономической культуры личности, несомненно, влияет на результативность экономической деятельности, успешность выполнения социальных ролей.

    От уровня развития основных элементов экономической культуры, в свою очередь, зависит характер и результативность экономической деятельности.

    Одна из важнейших социальных ролей личности — роль производителя. В условиях перехода к новому, информационно-компьютерному, технологическому способу производства от труженика требуются не только высокий уровень образовательной и профессиональной подготовки, но и высокая нравственность, высокий уровень общей культуры. Современный труд все более наполняется творческим содержанием, что требует не столько дисциплины, поддерживаемой извне (начальник, мастер, контролер продукции), сколько самодисциплины и самоконтроля. Главным контролером при этом выступает совесть, личная ответственность и другие моральные качества.

  14. Проблемы социально-политической жизни (11 класс)

    Демографические проблемы в России

    1. Численность россиян неуклонно снижается;

    2. В России очень высокий уровень смертности.

    Наиболее распространенными причинами смерти в России являютсяболезни:кровообращения, онкологические (рак), сердечнососудистые и др.

    Серьезными причинами роста смертности в Россия являются:

    – алкоголизм и наркомания;

    3. В России очень низкая рождаемость.

    Причины снижения рождаемости в индустриальных странах:

    – кризис института семьи (падение престижа семьи, семейных ценностей);

    – изменение социального статуса женщин (женщина обеспечивает семью наравне с мужчиной, делает карьеру, становится экономически самостоятельной);

    – распространение абортов;

    – рост затрат на ребенка;

    – отмирание экономической потребности в детях (пенсионное обеспечение, гос. забота о пожилых, запрет на использование детского труда).

    5. В России сокращается трудоспособное население.

    Статистика: численность населения трудоспособного возраста составила 61%, моложе трудоспособного возраста – 18%, старше трудоспособного возраста – 21%.

    Старение населения(увеличение количества россиян старшего возраста при сокращении доли молодежи)усиливает финансовую нагрузку на гос. бюджет, требует резкого увеличения налогов, радикальной реформы пенсионной системы(повышение пенсионного возраста), увеличения расходов на развитие социального обеспечения, медицинского обслуживания пожилых людей.

    Также необходимо учитывать проблемы миграции(в течение 1990-х гг. интенсивно сокращалось население северных и восточных регионов России).

  15. Понятие экономики и ее роль в жизни общества (7 класс)

    С проявлением экономики мы встречаемся каждый день – это и разговор в кругу семьи, и на улице, когда обсуждают цены и товары, обсуждаются зарплаты, повышаются налоги, совершаются ежедневные необходимые покупки. Все эти явления и называются экономикой.

    К основным проявлениям экономики, отражающим стадию движения продукта, относятся производство, распределение, обмен, потребление. Эти явления взаимосвязаны. Постоянно повторяющийся процесс производства, распределения, обмена и потребления представляет собой производство продукта. В процессе производства создаются экономические блага (товары и услуги), необходимые для удовлетворения потребностей людей. Произведенный продукт необходимо распределить, осуществив действия, связанные с движением его от производителя к потребителю. За распределением наступает обмен — процесс получения желаемого продукта с предложением чего-либо взамен. Воспроизводство продукта завершается потреблением — использованием продукта в процессе удовлетворения потребностей.

  16. Натуральное и товарное хозяйство (7 класс)

    У человека достаточно большое количество потребностей, которые необходимо удовлетворить для их дальнейшей жизни и деятельности. Экономика принимает активное участие в удовлетворении этих потребностей.

    Цель экономики — поддержание и продолжение жизни общества. Для этого производятся разнообразные материальные блага.

    Материальные (экономические) блага — это продукты питания, предметы, товары и услуги, удовлетворяющие человеческие потребности.

    Экономические блага создаются с использованием таких форм организации хозяйства, как натуральное и товарное.

    Натуральное хозяйство — это способ организации жизни, при котором всё необходимое производится самими людьми и только для собственного потребления. Это наиболее древняя форма хозяйства. Она отличается использованием в основном примитивных орудий производства, простых технологий. В натуральном хозяйстве нет обмена продуктами и услугами, что затрудняет возможность повышения жизненного уровня людей.

    Главный недостаток натурального хозяйства — низкая производительность труда. Оно, как правило, позволяло обеспечить лишь самые основные потребности человека.

    На смену натурального хозяйства пришло товарное хозяйство. Это способ организации экономической жизни общества, при котором люди, специализируясь на определённых видах деятельности, производят товары и оказывают услуги для обмена друг с другом.

    Товарное хозяйство в большей степени, чем натуральное, отвечает целям экономики — максимально удовлетворять потребности людей. Все произведённые продукты становятся товаром, предназначенным для обмена (купли-продажи). Производители стремятся повысить производительность труда и улучшить качество товаров для совершения выгодного обмена. Осознание людьми преимуществ такого образа жизни привело к тому, что товарное хозяйство, сменив натуральное, стало преобладающим в жизни общества.

  17. Основные участники экономики – потребители, производители (7 класс)

    Главными действующими лицами экономики являются производители и потребители.

    Производитель — тот, кто участвует в создании товаров или оказании услуг.

    Потребитель — тот, кто использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей.

    Производителем и потребителем в экономике может быть как отдельный человек, так и группа людей, предприятие, государство.

    Производитель организовывает свою деятельность так, чтобы в итоге получить планируемый результат при наименьших затратах всех ресурсов, необходимых для производства товаров и оказания услуг. Это позволяет ему получать доход и развивать своё производство.

    Потребитель, в свою очередь, стремится извлечь большую пользу от потребления товаров и услуг, при этом удовлетворить свои потребности с наименьшими затратами. Опора покупателя не на эмоциональный, а на рациональный выбор при покупке позволяет ему сократить расходы и сберечь доходы.

    Экономические интересы основных участников экономики тесно взаимосвязаны. Производитель стремится производить те товары, которые в дальнейшем найдут своего потребителя. Он вынужден ориентироваться на его запросы и потребности. Потребитель, делая свой выбор товара или услуги, подсказывает производителю, что, сколько и какого качества необходимо производить. Такое поведение основных участников экономики позволяет бережно (экономно) и разумно использовать имеющиеся ресурсы (материальные, финансовые, трудовые).

  18. Потребности и ресурсы (8 класс)

    Потребности — это нужда в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, группы людей и общества в целом.

    Потребности людей разнообразны, но попробуем выделить наиболее значимые для человека. Прежде всего, это материальные потребности (в еде, одежде, жилище) и духовные потребности (в чтении книг, журналов, в посещении театров, выставок, в путешествии). Существуют потребности в труде, образовании, охране здоровья. И, наконец, у людей развиваются социальные потребности (в дружбе, любви, лидерстве, самоуважении).

    Цель удовлетворения этих потребностей — создание условий для жизни и деятельности людей.

    Примеры ограниченности ресурсов можно найти и вокруг нас: леса, источники воды, запасы полезных ископаемых и т.д. Но не стоит забывать о том, что природные ресурсы ограничены. Одни природные ресурсы поддаются воспроизводству (например, вместо вырубленного леса можно посадить новые деревья), другие же запасы трудно или невозможно восстановить (например, нефть, газ, уголь). Это определяет необходимость их бережного, умелого использования, разумной организации хозяйственной деятельности человека.

    С проблемой ограниченности ресурсов люди сталкиваются при организации различной деятельности и на разных уровнях: от индивидуального и семейного до государственного.

  19. Ограниченность ресурсов и экономический выбор (8 класс)

    Итак, человеческие потребности постоянно растут и практически безграничны, а ресурсов для их удовлетворения всегда недостаточно, и они ограниченны.

    Ограниченность ресурсов— недостаточность имеющихся в распоряжении людей ресурсов для производства благ, способных удовлетворить возрастающие потребности человека и общества. Это одна из главных экономических проблем, определяющая во многом жизнь общества.

    Ресурсы необходимы для производства благ. Рассмотрим, что экономисты понимают под термином «благо».

  20. Свободные и экономические блага (8 класс)

    Средства, с помощью которых человек удовлетворяет свои потребности, называют благами.

    Благо— это то, что является полезным для человека, служит удовлетворению его потребностей.

    Жизненные блага люди получают от природы или производят в процессе экономической деятельности. Поэтому экономисты делят все жизненные блага на две группы: свободные и экономические блага.

    Свободные блага(преимущественно природные) доступны для всех нуждающихся в них. К ним относятся, например, морская вода, солнечный свет, лесной воздух. Объём этих благ больше, чем величина потребности в них. Эти блага не требуют производственных затрат, и люди могут потреблять их бесплатно. Однако свободных благ в природе мало, и с ростом потребностей общества некоторые из них можно отнести к свободным лишь условно.

    Большинство благ не существует в природе в готовом виде, и люди не могут получить их в желаемом объёме для удовлетворения своих потребностей в полной мере. Они вынуждены заниматься их производством. Средства удовлетворения человеческих потребностей, имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве, принято называтьэкономическими благами. К ним относятся производимые людьми различные предметы (мебель, бытовая техника, книги) и услуги (труд врача, учителя, повара, продавца), приносящие ту или иную пользу человеку и приобретаемые им за плату. Производство экономических благ — основа жизни человеческого общества.

    Ограниченность экономических благ и необходимость производства всё большего их объёма для улучшения жизни людей заставляют общество решать проблему разумного использования и рационального распределения благ. Проблема распределения ограниченных ресурсов — одна из основных проблем экономики.

  21. Альтернативная стоимость (цена выбора) (8 класс)

    Альтернативной стоимостьюявляется польза или выгода, которую мы могли бы получить от самого лучшего из невыбранных вариантов.

    Альтернативная стоимость — это оценка упущенной выгоды, плата за принятое решение.

    Таким образом, экономические действия людей — это результат, как правило, осознанного выбора. Рациональный выбор предполагает оценку принятого решения, то есть сравнение затрат и выгод, связанных с имеющимися вариантами решения.

    Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что экономика показывает, как общество осуществляет рациональный выбор в условиях ограниченности ресурсов для удовлетворения потребностей людей.

  22. Главные вопросы экономики. Основные вопросы экономики. Что, как и для кого производить. (8 класс)

    Фирмы и отдельные предприниматели постоянно принимают решения о том, какие товары и услуги должны быть произведены с использованием имеющихся в их распоряжении ресурсов, а затем предложены потребителю. Главная проблема заключается в том, что ресурсы ограниченны и экономика не может обеспечивать неограниченный выпуск товаров и услуг. Поэтому необходимо принимать решения, какие товары и услуги следует производить, а от каких надо отказаться. При решении этого вопроса берётся во внимание в первую очередь экономическая эффективность проекта.

    Экономическая эффективностьозначает соотнесение полученного результата с произведёнными затратами. Большее количество продуктов, произведённых благодаря данному объёму затрачиваемых ресурсов, означает большую эффективность и наоборот.

    Таким образом, общество в целом и отдельные производители должны решать: кем, из каких ресурсов и с помощью какой технологии должны быть произведены блага, как должно быть организовано производство? Кто сможет приобрести товары и услуги и как они распределяются между членами общества?

  23. Функции экономической системы (8 класс)

    Для того чтобы экономика любой страны нормально работала, необходимо найти способ координировать этот выбор миллионов людей.

    Развитие общества показало возможность существования нескольких вариантов организации экономической жизни. Они получили название экономических систем.

    Экономическая система— совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения вопросов: что, как и для кого производить?

    Под функцией экономической системы понимают направление и способ ее активности.

    Основные функции экономической системы

    – создание и развитие сферы производства материальных благ, обеспечивающих жизнеспособность общества;

    – обеспечение более полной занятости населения;

    – согласование интересов субъектов экономики;

    – повышение уровня жизни людей;

    – обеспечение роста эффективности экономической деятельности.

  24. Типы экономической системы (8 класс)

    Экономисты выделяют следующие основные типы экономических систем:традиционную, централизованную (командную), рыночную. Каждая из них ищет свои подходы к решению главных экономических вопросов и пути распределения ограниченных ресурсов. Однако подобное выделение экономических систем достаточно условно. В реальной жизни трудно найти государство с чисто выраженным типом экономической системы.

    Действующие в мире экономические системы используют различные сочетания названных выше способов организации экономической жизни.

    Традиционная экономика— экономическая система, в которой обычаи и традиции определяют практику использования ограниченных ресурсов. Она основана на широком использовании ручного труда, отсталой технологии, общинном ведении хозяйства, натуральном обмене.

    Набор производимых экономических благ не отличается разнообразием. То же характерно и для отдельных видов деятельности (преимущественно труд в сельском хозяйстве, ремёсла). Технологии и способы производства в традиционной экономике не меняются веками, что тормозит развитие экономики и рост эффективности производства. Такая экономическая система, несмотря на стабильный, предсказуемый характер, способна удовлетворять лишь минимальные, жизненно необходимые потребности людей.

    Рыночная экономика— способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм собственности, предпринимательстве и конкуренции, свободном ценообразовании. В условиях рынка предприятия соперничают за лучшие условия и результаты своей деятельности. В этом проявляется конкуренция, подробнее о которой вы узнаете в следующих параграфах.

    В рыночной экономической системе решение вопросов, что, как и для кого производить, является результатом взаимодействия продавцов и покупателей на рынке. В экономическом смыслерынок— это совокупность экономических отношений, проявляющихся в сферах производства, распределения, обмена и потребления.

  25. Особенности современной экономики России  (11 класс)

    Сегодня экономика России существенно отличается от первого, переходного этапа к рынку, который в начале 1990-х голов перевернул сложившуюся экономическую основу советского хозяйства. Экономика России за годы советской власти увеличилась по производственному потенциалу почти в пятьдесят раз. Одно это обстоятельство создавало гигантские трудности управления хозяйством. Но это же обстоятельство расширяло возможности разнообразных форм кооперации труда, роста концентрации производства и повышения производительности труда.

    Процессы в экономике России после распада СССР

    – Хаотичный отход от принципов социалистической экономики;

    – В бюджете страны наблюдался постоянный дефицит;

    – Резкий рост цен;

    – Снижение инвестиционной деятельности;

    – Отсутствие договорной дисциплины на предприятиях;

    – Росли внешние и внутренние долги государства;

    – В 1998 году произошел кризис, который снизил уровень жизни и вызвал девальвацию рубля;

    – Рост экономических показателей наблюдался только до 1999 года, когда государственная валюта страны начала медленно укрепляться;

    – Финансовая политика России осуществлялась очень ненадежными методами.

    Изменения в экономике с 2007 по 2010 год

    – В 2007 г. страна была третьей по золотовалютному запасу, который составил почти 304 млрд долл. Темпы роста экономики — почти 8 %. Страна вошла в семерку самых развитых мировых экономик;

    – Кризис 2008 г. в мировой экономике затронул и Россию. Цена нефти рухнула, инвестиции существенно снизились. Произошла девальвация. Объемы с/х продукции снизились, пострадал рынок труда. Для того чтобы поддержать экономику страны, было потрачено около 800 млрд рублей;

    – В 2009 г. РФ стала первой в мире по продаже за границу природного газа и третьей по продаже алюминия. Масштабная отправка сырья на экспорт сделала многие отрасли экономики зависимыми от роста мировых цен;

    – В 2010 г. ситуация стабилизировалась. Бюджетный дефицит был уменьшен за счет золотого резерва и повышения цен на топливо.

  26. Особенности переходной экономики России

    В мировой практике различают три направления становления рынка в переходный период:

    – либерализация экономики, то есть становление своеобразных систем мер, которые предназначены для освобождения государственной экономики от ограничений. Эта система направлена на создание условий для свободного движения цен;

    – структурные преобразования, то есть изменения в структуре экономики, которые происходят с целью преодоления прежней государственной структуры путем преобразования отношений собственности;

    – институциональные преобразования, то есть формирование особых условий для работы рыночной системы, которых осуществляются путем преобразования правовых институтов и формирования системы новых организаций.

    Характерными чертами переходной экономики России являются:

    – изменчивость и нестабильность состояния экономики, которые носят безвозвратный характер. Данный фактор ослабляет национальную экономику, тем самым она постепенно уступает место другой экономической системе;

    – существование особых переходных экономических форм;

    – особый характер противоречий;

    – историчность переходной экономики.

    Изменчивость и нестабильность состояния переходной экономики России обусловливают:

    – необратимость, которая заключается в соответствующих изменениях динамики развития экономики;

    – рост вариантов формирования новой системы, неопределенности итогов развития переходной экономики.

    К особенностям функционирования и тенденциям развития переходной экономики России относится следующее:

    – инерционность воспроизводственного процесса, который, в свою очередь, исключает возможность замены существующих экономических форм другими, более желательными. Инерционность воспроизводства подразумевает функционирование переходной экономики как сохранение в течение достаточно длительного периода старых экономических форм и отношений;

    – интенсивное развитие всех новых форм и отношений;

    – необратимость эволюционного процесса, его основных тенденций;

    – возрастание роли субъективного фактора — от субъективного фактора зависит правильность выбора направлений и путей развития, его практическая реализация.

    Процессы, происходящие в переходной экономике России, характеризуются некоторыми закономерностями:

    – происходит утрачивание государством функций единоличного распоряжения экономическими ресурсами;

    – происходит бюджетный кризис;

    – происходит трансформационный спад.

    Принципами осуществления переходных процессов в экономике России являются: макроэкономическая финансовая стабилизация; интеграция в мировое хозяйство.

  27. Экономическая политика Российской Федерации (11 класс)

    Экономическая политика государства–это процесс реализации его экономических функций путем разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определенных целей.

    Экономическая политика государства выражает, воплощает цели, задачи, интересы страны, государства и народа.Главная цель экономической политики в РФ заключается в том, чтобы создать социально-экономические условия развития общества и обеспечение процесса общественного воспроизводства в соответствие с экономическими и социальными целевыми установками.Стабильность экономики зависит от действия всех факторов: природных, государственных, исторических, национальных, , однако во многом экономика страны обусловлена унаследованным прошлым, сложившейся в стране экономической обстановкой: состоянием хозяйства и рынка, спросом и предложением на товары и услуги, экономической активности; и ранее принятыми решениями.Экономическая политика напрямую взаимодействует с государственной внутренней и внешней политикой, а также с государственной идеологией и военной политикой. Экономическая политика реализует в себе политические взгляды правительства, поэтому политические партии, движения способны вносить заметные влияния на проводимую экономическую политику.

    Экономические цели государства

    – Обеспечить экономический рост;

    – Создать условия экономической свободы;

    – Заботиться об обеспечении полной занятости;

    – Обеспечить экономическую безопасность и экономическую эффективность;

    – Оказывать помощь тем, кто не может себя полностью обеспечить.

    Экономическая политика находит самое яркое проявление в структуре планируемого государственного бюджета, целевых государственных программах, законах, нуждающихся в условиях государственного кредитования, ставках государственного налогового обложения в предоставляемых льготах, государственном воздействии на импорт и экспорт в величинах внешнего и внутреннего государственного долга.

    Нестабильность социально-экономической, военно-политической, природно-экологической ситуаций приводит правительство к осуществлению мероприятий, которые меняют официальную декларируемую экономическую политику. Но также пересмотры случаются из-за допущенных ошибок в ее формировании.

    В зависимости от временногоспектравоздействия,длительностипериода, на который рассчитаны проводимыесобытия, принято различать краткосрочную и долгосрочную экономическую политику.

    Долгосрочная экономическая политика характерна относительно устойчивыми условиями экономической жизни либо гарантированными ресурсными возможностями. Это позволяет изобразить экономического поведения на много лет вперёд и более или менее строго придерживаться её.

    Краткосрочная экономическая политика характерна относительными экономическими действиями на год или несколькими месяцами, из-за неустойчивости экономических процессов, непредсказуемостью внутренних и внешних условий.

  28. Основные направления экономической политики Российской Федерации

    – Институциональная политика направлена на изменения организации экономики, создания новых или устранению старых экономических, социальных и финансовых институтов, изменения их функций и связей;

    – Структурная политика направлена на изменения макроэкономических пропорций между конечным потреблением и вало­вым накоплением, доходами и расходами государства, экс­портом и импортом, отраслевых и региональных структур экономики;

    – Амортизационная политика государства направлена на накопление капитала, которое в будущем станет основой расширения;

    – Государственная инвестиционная политика направлена на регулирование капиталовложений с целью структурной перестройки производства, его технического и технологического обновления и модернизации;

    – Научно-техническая и инновационная политика государства, направленная на развитие науки и техники;

    – Фискальная (бюджетно-налоговая) политика определяет источники формирования государственной казны, формирования налоговой системы и государственного бюджета;

    – Монетарная (кредитно-денежная) политика предусматривает государственное обеспечение экономики необходимым количеством денег;

    – Ценовая политика направлена на воздействие государства на цены и ценообразование с целью обуздания инфляции, стимулирование модернизации производства, усиление конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке;

    – Внешнеэкономическая политика государства охватывает различные аспекты внешней торговли, контроль за миграцией капиталов и рабочей силы, поддержку отечественного предпринимательства за рубежом и т.д. с целью устранения диспропорций платежного баланса.

    В последние годы структурные макроэкономические реформы были проведены в России, что позволило с одной стороны, адаптироваться к ухудшению внешней экономической ситуации, с другой стороны, значительно снизить чувствительность внутренних экономических параметров к внешним шокам и снижения макроэкономической неопределенности. Этот блок мероприятий включал переход к плавающему курсу, введение в целевой инфляции системы, новое бюджетное правило и механизм долгосрочного сглаживанию влияния цен на нефть на экономику. Это создало основу для долгосрочного экономического роста. В новых условиях важнейшая задача следующего этапа развития, президент Российской Федерации, определил, что темпы роста российской экономики выше, чем в мире.

Your browser does not support SVG