logoКибер
Репетитор

  1. Понятие науки

    Наука – это…

    – Система достоверных знаний о закономерностях развития природы, общества, человечества.

    – Сфера человеческой деятельности, направленная на получение новых достоверных знаний.

    – Система специфических организаций и учреждений (университетов, исследовательских институтов, научных лабораторий и так далее).

    Наука также является социальным институтом общества и включает в себя ученых, их опыт и знания, научные организации, специальное оборудование, методы научно-исследовательской работы и особый язык.

  2. Роль науки в современном обществе ( 10 класс)

    Главная цель науки – получение научных знаний, которые впоследствии лягут в основу научной картины мира.

    Основное отличие научного знания от обыденного в том, что наука стремится постигнуть причины, суть процессов и их закономерность, в то время как обыденное знание ограничивается констатацией фактов, чувственным восприятием и изучением явлений только для удовлетворения повседневных нужд. К примеру, ученые-метеорологи изучают и причины дождя, и состав его воды, и различие между дождями в разных частях планеты, в то время как обывателя – дачника дождь интересует только тогда, когда поливает его участок.

    Однако наука выполняет не только задачу получения новых знаний. Функции науки:

    – Культурно-мировоззренческая состоит в формировании целостной научной картины мира.

    – Производственная. Научные открытия ложатся в основу усовершенствования производства: когда-то механический ткацкий станок и конвейер были созданы на основе исследований и новых знаний.

    – Сила, управляющая процессами социального развития. Многие научные открытия оказывают значительное влияние на общество: доказательство шарообразности земли, открытие электричества значительно изменил мировоззрение, привычки и образ жизни множества людей. Кроме того, именно ученые и мыслители создают новые модели обществ и общественных отношений (марксизм сначала был лишь научной теорией, которая со временем стала основой социалистических обществ разных стран).

    – Прогностическая. Ученые, анализируя причины и закономерности явлений, способны прогнозировать погоду, тенденции в развитии экономики и общества.

  3. Особенности научного мышления

    Научная картина мира имеет ряд особенностей по сравнению с обыденной и религиозной. В предыдущих статьях мы уже говорили об особенностях каждого из этих типов мышления, но в этот раз подробнее рассмотрим научный.

    Особенности научного мышления:

    – Объективность, способность воспринимать и анализировать информацию вне зависимости от собственных чувств, симпатий и антипатий. Человек не может быть абсолютно объективен, но ученый должен к этому стремиться.

    – Системность, которая включает в себя многолетний опыт, описание научных фактов, которые впоследствии объединяются в теорию.

    – Обоснованность: каждое утверждение должно быть подкреплено фактами, а теория не признается истинной до тех пор, пока не будет проверена.

    – Концептуальность: в каждой науке существует свой язык условных знаков, терминов, символов. В математике это цифры и знаки действий, в биологии – термины, построенные по определенному принципу.

    – Наличие методологии, то есть научных способов, с помощью которых добывается и проверяется новое знание.

  4. Классификация современных наук ( 10 класс)

    Естественные и социально-гуманитарные науки

    На разных основаниях можно по-разному классифицировать науки. Чаще всего используется предметная классификация (предмет – это то, на что направлена деятельность), на основании которой науки делят на:

    – Естественные, которые изучают космос, нашу планету, природу и все, что связано с ней (астрономия, геология, биология и так далее).

    – Технические науки, которые изучают законы химии, физики и других наук).

    – Социальные (общественные), изучающие общество и закономерности его развития (политология, юриспруденция, социология).

    – Гуманитарные, изучающие человека и его деятельность в обществе (история, психология, искусствоведение).

  5. Научно-техническая революция и ее влияние на общество

    НТР – это результат скачка в развитии производительных сил общества, когда наука превратилась в производительную силу, стала постоянным источников новых идей, способствующих развитию общества.

    Положительные последствия НТР:

    – Увеличение роли научных знаний.

    – Развитие образование.

    – Создание новых, искусственных материалов, появление новых источников энергии.

    – Появление возможности относительно безопасно работать в трудных условиях.

    – Овладение человечеством высокими скоростями.

    Отрицательные последствия НТР:

    – Техногенные катастрофы (взрыв на чернобыльской АЭС).

    – Рост безработицы, вызванный циклическими спадами производства и исчезновением некоторых профессий.

    – Экологические проблемы.

  6. Наука, её значение в жизни современного общества (8 класс)

    Сегодня слово «наука» имеет несколько значений. Одно из них: наука — это особая система знаний . В отличие от личного опыта и здравого смысла, наука имеет дело с научными фактами. Такие факты тщательно собираются, описываются, перепроверяются и обобщаются. Научное знание по своей природе является систематизированным. Принято выделять несколько элементов современного научного знания: естествознание (учение о природе, естественные науки); технознание (учение о технике, технические науки); обществознание (учение об обществе, общественные науки); человековедение (учение о человеке, гуманитарные науки). Развитие науки приводит, с одной стороны, к дроблению наук на относительно самостоятельные в рамках одной области знания. Например, только в медицине сегодня насчитывают более 300 научных дисциплин. С другой стороны, происходит и противоположный процесс — объединение наук, появление новых областей научного знания на стыке отдельных направлений: биохимии, генной инженерии и др.В систему научного знания входят не только научные факты , доказанные и подтверждённые наблюдениями, экспериментами, а также законы и теории , но и сами методы получения научных знаний — методы наблюдений, экспериментов, расчётов, доказательств. Современная наука накопила массу информации об окружающем нас мире и о мире внутри нас. Эта информация обрабатывается и накапливается с помощью современных информационных технологий и сложной техники.Особенность науки проявляется и в том, что она стремится объяснять мир, используя особый язык — формулы, символы, знаки, понятия и т. п. Математика оперирует цифрами, химия — условными знаками, обозначающими химические элементы

  7. Нравственные принципы труда учёного (8 класс)

    Настоящими учёными являются не просто образованные и талантливые люди, добившиеся успехов в научных исследованиях. Большинство из них — люди с высокими моральными принципами.Во все времена сообщество учёных отвергало плагиат — присвоение чужих идей. Скрупулёзное следование истине, честность перед самими собой и другими отличают настоящих учёных. В отношении чести имени в большинстве своём учёные очень требовательны, им не безразлично, каким образом добыта истина. История и современность дают немало примеров преданности учёных своей науке, готовности жертвовать ради истины комфортом, свободным временем, а нередко здоровьем и самой жизнью. Честное имя в науке ценится ничуть не меньше результата исследования.Одна из самых важных этических проблем, с которой сталкиваются люди науки, — проблема последствий их работы. Неоднократно известные учёные делали публичные заявления в связи с их озабоченностью возможным использованием достижений науки в антигуманных целях.

  8. Возрастание роли научных исследований в современном мире (8 класс)

    Современная организация научных исследований заметно отличается от принятых в XVII в. и даже в XX в. Первоначально наука ограничивалась функцией поиска истинного знания, а философия помогала понять и объяснить устройство мира в целом. Немало времени потребовалось науке для утверждения права формировать мировоззрение, установить своего рода разграничение влияния с религией. Сегодня без научных представлений существование духовной культуры невозможно.Индустриальное общество потребовало от науки более тесной связи с производством, ориентации на развитие технических идей. В свою очередь, наука получила от производства мощнейший импульс для развития в виде технического оборудования. Связь между наукой и производством стала не просто непосредственной, но и необходимой и для техники, и для науки. Многие научные идеи, рассматриваемые прежде только как идеальные и умозрительные, получили возможность проверки и подтверждения в результате развития технико-технологических возможностей общества. Путь от научной идеи до её воплощения в техническое устройство заметно сократился. Фактически многие научные центры стали искать способы приближения своих новых достижений к непосредственному производству. Прогрессивной формой сотрудничества науки и производства стали так называемые технопарки.

Your browser does not support SVG