logoКибер
Репетитор

  1. Общество как форма жизнедеятельности (8 класс)

    Термин « общество » можно определять по-разному:В широком смысле общество – это:

    – Все человечество в целом.

    В узком смысле общество – это:

    – Социальная организация страны, обеспечивающая совместную жизнедеятельность людей (российское общество, то есть все граждане РФ; американское общество, то есть все граждане США).

    – Люди, объединенные общим интересом (общество любителей поэзии), целью (общество борьбы за экологию) или происхождением (славяне, евреи).

    – Исторический этап развития человечества (рабовладельческое общество, индустриальное общество).

    Интерес к обществу как системе и явлению люди проявляли с древнейших времен. Современное понимание понятия «общество» складывалось постепенно.

    Мыслитель Понимание общества (общество – это…)
    Аристотель Группа индивидов, которые объединились для удовлетворения социальных потребностей.
    Т. Гоббс, Ж-Ж Руссо Общество и наличие в нем власти – это результат общественного договора.
    Гегель Особенно интересовался гражданским обществом, то есть обществом, где каждый человек зависит от всех остальных.
    О. Конт В основе общества – разделение труда между людьми, общество состоит из подсистем (семья – класс – государство).
    М. Вебер Общество – это результат социальной деятельности людей.
    Т. Парсонс Основа общества – одинаковые идеалы и ценности людей.
    К. Маркс Во время общей деятельности складываются отношения между людьми, а совокупность этих отношений – и есть общество.

    Для того, чтобы группа людей могла называться обществом, она должна соответствовать нескольким критериям:

    – Иметь единую территорию, которая станет основой для формирования социальных связей. Так, каждый футбольный фанат по отдельности – еще не общество любителей футбола, но если они собираются на одном стадионе и начинают регулярно взаимодействовать, то со временем превратятся в общество.

    – Иметь возможность функционировать вне зависимости от других обществ и отдельно от природы, самодостаточность.

    – Быть частью системы, и в то же время состоять из взаимосвязанных подсистем. Например, российское общество – это часть всего человечества, и в свою очередь может делиться на более мелкие общества, которые взаимодействуют между собой (городские и сельские жители).

    Общество как способ существования людей имеет определенный набор функций:

    – Производит материальные блага и услуги.

    – Воспроизводит и социализирует отдельного человека.

    – Регулирует активность людей, производит духовные блага.

    – Распределяет продукты деятельности.

    – Управляет человеческой деятельностью и поведением.

    Для того, чтобы общество могло реализовать все перечисленные выше функции, существуют институты общества, каждый из которых обеспечивает исполнение той или иной функции.Наиболее важными с точки зрения организации общества являются институты власти, собственности, семьи и наследования.

    Однако существуют десятки других институтов и подсистем. Вот основные из них: Политические (институты президентства, разделения властей, парламентаризма, местного самоуправления и так далее). Правовые (институты судебной власти, адвокатуры, присяжных и так далее). Религиозные (институт крещения, исповеди, монашества, епископата и так далее). Культурные (институт кино, музыки, литературы…)Общество – сложная динамическая система, которая включает в себя в качестве подсистем разные сферы жизни общества.

    Сферы жизни общества и их взаимосвязь

    Сфера жизни общества Описание
    Экономическая (материально-производственная) Включает все, что связано с производством, обменом и потреблением материальных благ и услуг человеком.
    Социальная Включает отношения между разными социальными группами (классами, нациями) и между отдельными индивидами.
    Политическая (политико-правовая) Включает все системы контроля над обществом, законодательство.
    Духовная Включает все системы, производящие духовные блага (творчеством, искусством, культурой), связана с институтами, задача которых состоит в создании и распространении духовных ценностей (институты церкви, театра, творческие объединения, образование).

    Все сферы жизни общества связаны друг с другом. Неполадки в одной из них могут привести к краху всей общественной системы. Например, неустойчивость и слабость власти может спровоцировать кризис в экономике, который в свою очередь вызовет социальное напряжение и упадок культуры.

  2. Общественные отношения (8 класс)

    Общественные отношения – это различные социальные связи между социальными группами и внутри них, которые возникают в процессе взаимодействия, то есть совместной экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Таким образом, общественные отношения складываются только в результате взаимодействия.Различают общественные отношения в сфере материального производства и духовной деятельности.

    На уровне социальных общностей выделяют следующие виды общественных отношений :

    – классовые

    – национальные

    – групповые

    – семейные

    На уровне взаимодействия людей в группе выделяют межличностные отношения .

  3. Социальные отношения и их формы (8 класс)

    Социальные отношения — отношения между людьми (или группами людей), осуществляющиеся в соответствии с законами социальной организации общества.Контакты между людьми могут быть единичными (например, поездка в автобусе с другими пассажирами) и регулярными (например, ежедневная встреча с соседом по подъезду). Социальные контакты характеризуются, как правило, отсутствием глубины в отношениях между субъектами: партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком. Социальный контакт — это первый шаг к установлению социальных отношений , скорее соучастие, но еще не взаимодействие. Социальные связи возникают в том случае, если контакт вызывает взаимную заинтересованность. Многообразие этих связей составляет структуру социальных отношений.

    Социальная сфера включает в себя слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семью, семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, медицинского обслуживания, досуга.

  4. Развитие общества (8 класс)

    – Традиционное (аграрное) общество — характерно господство сельского натурального хозяйства, сословной иерархии, решающая роль в жизни общества принадлежит хранителям культа — жрецам либо церкви и армии. Данный вид общества процветал в Древнем мире, а после в средневековье. Начинают появляться города, ремёсла, торговля, деньги, письменность. Но семья остаётся основной производственной ячейкой, господствуют общинные принципы, традиции и обычаи. Основная масса населения проживает в деревнях.

    – Индустриальное общество — происходят значительные перемены: — преобладает не сельскохозяйственное, а промышленное производство;— решающая роль в социальной жизни принадлежит не мелким и крупным землевладельцам, а промышленникам, бизнесменам;— в центре социальной организации находятся не церковь и армия, а корпорации (объединения лиц, имеющих общие коммерческие интересы).Это общество основано на развитии крупного машинного производства, для него характерно использование научных достижений в качестве основного фактора производства.Меняется весь образ жизни общества: сельское хозяйство, транспорт, связь, профессиональные навыки, образование, культура человека. Сокращается доля населения, занятого в сельском хозяйстве, растёт численность городского населения.

  5. Основные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь (8 класс)

    Информация в мире является значимой в социальном плане. Компьютерные сети и информатизация усиливает роль СМК(средств массовой коммуникации) на всю общественную жизнь ,экономическую и политическую область, культуру и систему образования. Мы можем смотреть и слушать про политические мероприятия , борьбу с терроризмом, экологическую борьбу .В настоящее время с помощью СМК внедряется манипулирование общественным мнением, внедрение стереотипов мышления, навязывание определенных ценностей. Сейчас создаются предпосылки для соединения всех СМК в общую систему, чтобы контролировать информацию и массовую аудиторию. В настоящее время с помощью интернета и мобильных средств связи обеспечивается быстрое собирание, перерабатывание и отправление информации в нужную область земного шара. Поэтому вовремя применяются оперативные решения, чтобы воздействовать на людей и общественную среду. Также развивается само существование людей в изменяющихся условиях, когда СМК все сильнее проникают в нашу жизнь, развиваются информационные технологии, например, становится доступным дистанционное обучение, оптимизируется образование. Роль СМК в новом информационном мире бывает и отрицательной, что приводит к печальным последствиям, например, в результате прогресса в технике разрушаются связи между людьми, также СМК могут разрушать личность человека, влиять на его сознание, поэтому все зависит от содержания информации, которую передают нам СМК, от морали и нравственности, определяющей работу СМК.

    Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы.

    Считается, что современная Россия — это тоже индустриальное общество . Наиболее экономически развитые страны мира (США, Япония и др.), по мнению многих учёных, переходят на третью ступень развития — вступают в постиндустриальное (информационное) общество . Такое общество, в отличие от индустриального, не рассматривает природу как «склад сырья», из которого можно бесконечно брать, поддерживая расширяющуюся экономику; производство постиндустриального общества ориентировано не на увеличение объёмов выпускаемой продукции, а на улучшение её качества (потребительских свойств). Особое значение здесь имеет не количество затраченного труда, а его качество и, следовательно, квалификация, творческий потенциал, личные качества людей, занятых в производстве. Главным фактором производства в таком обществе специалисты считают научно-технический прогресс, информационные технологии. Широкое распространение получает компьютерная обработка информации, её передача на любые расстояния в кратчайшие сроки. В постиндустриальном обществе ведущими становятся производство научных знаний, научные исследования и разработки, опирающиеся на университетское (всестороннее) образование. Знания (информация) превращаются в важнейший фактор жизнедеятельности людей. В экономике сфера услуг начинает преобладать над производством товаров.

  6. Глобальные проблемы современности (8 класс)

    Глобальные проблемы (от лат. земной шар) – это комплекс проблем человечества, от решения которых зависит его судьба.

    Глобальные проблемы – результат деятельности людей, наиболее острыми они стали во второй половине XX века.

    Общие черты глобальных проблем:

    – затрагивают судьбу всего человечества,

    – требуют немедленного решения,

    – предполагают международное сотрудничество, совместные усилия всего человечества. Все глобальные проблемы взаимосвязаны , невозможно их решать по отдельности, необходимо это делать комплексно.Виды глобальных проблем:

    Проблема предотвращения новой мировой войны. Угроза термоядерной войны, несанкционированного распространения ядерных технологий.
    Экологическая проблема. Истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, сокращение биологических видов, глобальное потепление, появление озоновых дыр и др.
    Проблема международного терроризма. Нанесение экономического, политического ущерба, гибель людей, дезорганизация государственного управления, стремление влиять на политику стран.
    Проблема отсталости стран  («Север-Юг»). Колоссальный разрыв в развитии между богатыми («Север») и бедными «Юг») странами, нищета, голод, неграмотность населения слаборазвиты стран.
    Демографические проблемы (проблемы народонаселения). Сверхвысокие темпы роста численности населения (демографический взрыв) в развивающихся странах; невысокие показатели рождаемости и, соответственно, естественного прироста населения в развитых странах (демографический кризис).

Your browser does not support SVG