Человек – существо не только биологическое, но и культурное, духовное. Ему свойственно задаваться вопросами об устройстве мира и о собственном месте в нем. Совокупность ответов на эти вопросы и является мировоззрением.
Термину «мировоззрение» можно дать несколько определений:
– совокупность взглядов человека на окружающий мир;
– совокупность знаний, взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к окружающему миру;
– целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, группы, общества.
Мировоззрение формируется всю жизнь в результате воспитания и получения человеком собственного жизненного опыта. Чем старше человек, тем более осознанным становится его мировоззрение. Обычно оно имеет систематизированный характер: взрослый человек имеет комплекс представлений об окружающем его мире и о себе самом.
Существуют два основных фактора, которые влияют на формирование мировоззрения:
– Окружение человека. Оценивая действия других людей, он выбирает приемлемую модель поведения для себя.
– Условия жизни. Количество материальных благ, условия жизни, государственный строй – все это оказывает влияние на формирование мировоззрения.
Мировоззрение может формироваться как стихийно (под воздействием случайных факторов), так и осознанно (с помощью самосовершенствования, воспитания человеком собственного характера).
Мировоззрение включает пять компонентов:
– Мироощущение – восприятие себя и окружающего мира на уровне чувств, эмоций.
– Мировосприятие – наглядные представления об окружающем мире.
– Миропонимание – восприятие мира на интеллектуальном уровне, осознание абстрактных идей, рационально-теоретическое мышление.
– Мироотношение – совокупность ценностных ориентиров человека.
– Менталитет – индивидуальные особенности психологии, сформированные в результате получения и анализа жизненного опыта, результат развития культуры и традиций.
Носителем мировоззрения может быть не только человек, но и группа людей (профессиональная, социальная, религиозная), и общество в целом.
Существуют разные классификации типов мировоззрения. В заданиях ОГЭ и ЕГЭ проверяется знание классификации по видовым различиям, в которой выделяются три типа мировоззрения:
– Обыденное. Формируется в процессе жизни человека на основе повседневных наблюдений и здравого смысла. Наблюдая за конкретными жизненными событиями и занимаясь повседневными делами, человек наблюдает и делает выводы, формирует собственные правила поведения. Именно на уровне обыденного сознания продолжает существовать народная медицина, фольклор, традиции.
– Религиозное. Иногда его делят на религиозное (основа которого – вера в одного бога, то есть монотеизм) и мифологическое (основанное на вере в многочисленных богов и мифических героев, то есть политеизм). Человек с религиозным мировоззрением стремится поступать так, как предписываем ему религия: совершает таинства и обряды, стремится к духовному совершенствованию.
– Научное. Является теоретическим осмыслением результатов научных открытий и достижений, стремится к максимальной объективности, отрицает все, что не доказано наукой. Иногда отдельно выделяется философский тип мировоззрения, для которого характерно обобщение не только практических, но и духовных достижений человечества.
Мировоззрение |
||
Обыденное | Религиозное | Научное |
Основано на повседневных наблюдениях. Опирается на здравый смысл. | Основано на вере в сверхъестественное. Стремится к исполнению религиозных предписаний. | Основано на обобщении достижений науки. Стремится к максимальной объективности. |
Выделяются два уровня мировоззрения:
– Жизненно-практический. Его составляют те знания и моральные принципы, которые люди используют в повседневной жизни.
– Рационально-теоретический. Состоит из глобальных представлений о добре и зле, сущности человека и его месте в мире, абстрактных идей, которые влияют на жизненно-практическое мировоззрение и используется ситуативно.