logoКибер
Репетитор

  1. Различные трактовки искусства ( 10 класс)

    Искусство – это…

    В узком смысле: форма практического духовного освоения мира.

    В широком смысле: наивысший уровень мастерства, умения в любой сфере общества (кулинария, медицина, строительство и так далее).

    Искусство отличается от других сфер жизни общества тем, что: — познает мир с помощью образного мышления, то есть выражением чувств и мыслей через образы в картинах, литературных или музыкальных произведениях; — осваивает действительность с помощью особых категорий, таких как понятие «прекрасного», «возвышенного», «трагического» и «комического»; — основные принципы художественного познания мира – это ценностно-образный и эстетический.

    «Звездная ночь» нидерландского художника постимпрессиониста Ван Гога. Художнику было важно не столько передать вид из окна, сколько собственное, субъективное ощущение мира.

    Ученые до сих пор не могут однозначно ответить на вопрос о том, когда и как появилось искусство. Существует несколько наиболее популярных теорий о происхождении искусства:

    А. Биологизаторская (продолжения рода). Согласно ей, искусство изначально служило способом привлечения внимания противоположного пола.

    Б. Игровая. Согласно этой теории, первоначально искусство было игрой, развлечением, и не имело практических целей.

    В. Магическая. Сторонники этой теории предполагают, что искусство первоначально было частью магического обряда. Доказательством этой теории служат древние наскальные изображения животных, истыканные копьями и стрелами. Ученые считают, что, проводя магическую «репетицию» охоты, первобытные люди надеялись на удачный исход охоты в реальности.

    Г. Трудовая. Согласно этой теории, искусство было результатом полезного труда. Предметы, созданные умело и наиболее подходящие для выполнения той или иной задачи, становились и объектом наслаждения. Например, красивым считался хорошо сделанный, острый каменный топор.

    Функции искусства в обществе:

    – Преобразующая. Искусство оказывает эстетическое воздействие на общество, произведения искусства, несущие в себе новые мысли и идеалы, способно влиять на мировоззрение многих людей.

    – Художественно-концептуальная. Через произведения искусства люди могут анализировать и понимать события, происходящие в мире. Так, например, роман-утопия Евгения Замятина «Мы» отражает жизнь людей Советского Союза в 20-х гг XX века.

    – Воспитательная. Через изучение и понимание искусства формируется личность человека, воспитываются его гуманистические качества.

    – Эстетическая. Искусство с помощью наглядных примеров формирует идеалы красоты, представления о прекрасном и уродливом.

    – Компенсаторная. Искусство может способствовать восстановлению морального равновесия и здоровья личности, наслаждение музыкой, литературой или живописью может оказывать терапевтический эффект.

    – Предвосхищения. Произведения искусства часто в той или иной предсказывают развития общества. Особенно функция предвосхищения свойственна жанру фантастики. Писатели – авторы фантастических романов, часто предвосхищают появление новейшей техники.

    – Гедонистическая. Создание и восприятие искусства доставляет людям наслаждение.

    – Коммуникативная. Искусство позволяет людям со схожими интересами объединяться в группы, а также дает множество тем для общения.

    – Рекреационная. Искусство может быть видом досуга, способом отдохнуть от повседневной рутины.

    По количеству использованных средств искусство делят на: «Простое», когда для создания произведения искусства используется только одно средство. К этому виду искусства, например, относится живопись, скульптура, музыка, поэзия. «Комбинированное», когда для создания произведения искусства используется несколько средств. К этому виду искусства относятся кино, театр, балет).

  2. Структура и состав изобразительного искусства ( 10 класс)

    Искусство в широком смысле слова делится на:

    1) временное искусство (музыка, драматургия);2) синтетическое искусство (кино, балет);3) пластическое искусство (пространственное, зрительное искусство): изобразительное искусство (графика, живопись, скульп­тура, архитектура, дизайн), декоративно-прикладное.

    Пластическое искусство подразделяется на монументальное и станковое. представляют произведения, отличаю­щиеся большими, монументальными размерами и высоким эсте­тико-социальным значением.В скульптуре – памятники и монументы. В живописи – роспись, фрески, мозаики и витражи.В графике – плакаты, реклама. – музейное искусство, произведения, выполненные на станке.Скульптурный станок. В живописи – на мольберте. В графике – печатный стан Виды искусства Архитектура (лат. arhitektura, от греч. archi – главный и tektos – строить, возводить), зодчество (зье – русск. глина, возводить) – строительное ис­кусство.

    Три вида архитектуры:

    1. Объемные сооружения – культовые (церкви, храмы), общественные (школы, театры, стадионы, магазины), про­мыш­ленные (заводы, фабрики) и другие здания.2. Ландшафтная архитектура – беседки, мостики, фонтаны и лестницы для скверов, бульваров, парков.3. Градостроительство – создание новых городов и реконст­руи­ро­вание старых. Скульптура (лат. sculptura, от sculpo – вырезать, высекать, ваяние, пластика) – вид изобразительного искусства, в котором ху­дожник создает объемно-пространственные изображения. К скульптуре относятся произведения изобразительного искусства, созданные посредством высекания, вырезания, лепки, литья и чеканки. Материалы : пластилин, глина, воск, дерево, гипс, камень (гранит, мрамор, известняк и т. д.), металл (бронза, чугун, железо, нержавеющая сталь).

    ^ По назначению скульптура бывает: – монументальная (памятники, мемориальные ансамбли);– станковая (музейная: статуи, портреты, жанровые сценки);– монументально-декоративная (декоративная скульптура в садах и парках, рельефы и статуи);– скульптура малых форм.

    ^ По жанрам скульптура разделяется на: — портрет;— жанровую (бытовую – воспроизведение различных бытовых сцен);— анималистическую (изображение животных);— историческую (портреты исторических лиц и исторические сцены)

    ^Виды скульптуры: свободно размещающаяся в реальном простран­стве:– голова; бюст; скульптурная группа. (в переводе с французского – приподнимать) – вид искусства, в котором объемные изобра­жения располагаются на плоскости – вид скульптуры, рассчитанный в основном на фронтальное восприятие.Контррельеф – углубленный рельеф, применяемый для пе­чатных изображений или рассматривания на просвет.Рельеф с углубленным контуром и выпуклой моделировкой формы применялся в Древнем Египте. Барельеф (фр. bas-relief – низкий рельеф) – разновидность выпуклого рельефа, в котором изображение (фигура, предмет, ор­намент) выступает над плоскостью менее чем на половину своего объема. Горельеф (фр. hout-relief – высокий рельеф) – разновидность рельефа, в котором изображения (фигуры, предметы) выступают над плоскостью более чем на поло­вину своего объема, а отдельные части могут полностью отходить от плоскости. Живопись – один из основных видов изобразительного искусства, произведения которого (картины, фрески, росписи и др.) отражают действительность, оказывают воздействие на мысли и чувства зрителей.Живопись означает «писать жизнь», «писать живо», то есть полно и убедительно передавать действительность. Живопись-искусство цвета.Произведение искусства, выполненное красками (масляными, темперными, акварельными, гуашевыми и др.) нанесенными на какую-либо поверхность, называется живописью .

  3. Субъекты художественной культуры и деятели искусства ( 10 класс)

    Субъекты художественной культуры подразделяются на тех, кто создает новые произведения и идеи, распространяет новые произведения и идеи на некоммерческой основе; финансирует новые произведения и идеи; знакомит с новыми произведениями и идеями; обучает новым произведениям и идеям; занимается массовым тиражированием новых произведений и идей; продает новые произведения и идеи на коммерческой основе и благодаря этому получает прибыль; оценивает и производит экспертизу новых произведений и идей; осуществляет цензуру над новыми произведениями и идеями; осуществляет государственный контроль и управление над созданием, распространением новых произведений; превращается в фанатических поклонников сторонников, новых произведений и идей.Если вспомнить все, что говорилось о формах культуры — народной, элитарной и массовой, то окажется, что в художественную культуру целиком входят произведения народной и элитарной (высокой), но частично — массовой. К искусству же мы должны отнести только продукты элитарной культуры — картины Пикассо, симфонии Чайковского.Заниматься народным творчеством может кто угодно, а занятие искусством требует известной подготовки. Доступ к нему ограничен. Чтобы приобрести право профессионально заниматься искусством, художник должен овладеть основами мастерства. Вспомним о третьем значении искусства — высокий уровень мастерства, особые умения. Вот критерий отнесения того или иного произведения к художественной культуре в целом или только к искусству как его части.Художественная культура — это элитарная культура плюс народная культура. Искусство — это только или преимущественно элитарная. Искусствознание изучает только профессиональные виды творчества. Любительские виды изучает фольклористика.Итак, искусство — сфера профессионального творчества, фольклор — сфера народного творчества, художественная культура — единство двух этих сфер.

  4. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства ( 10 класс)

    Есть три определяющих для произведения искусства критерия :1. отношение к предшественникам и традиции;2. собственная ценность произведения;3. влияние на последующих авторов.Искусство в чистом виде не связано никакими обязательствами по воспитанию молодежи, по поддержанию нравственных канонов или улучшению демографической ситуации.Есть еще более частные критерии хорошей литературы . Их тоже три:

    – Воспринимаемость всеми возрастами.

    – Каждое новое прочтение дает новую грань произведения.

    – Остается ценным по мере удаления от времени написания.

  5. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства» ( 10 класс)

    Если в Средние века эстетическое сливается с художественным, то представление о собственно художественном в тот период почти не разрабатывается. Иначе говоря, средним векам недостает теории Изящных Искусств, представления об искусстве, которое было бы сродни современному — искусстве как о создании произведений, изначальная цель которых — эстетическое наслаждение (со всей той значимостью и достоинством, которые сопутствуют этому предназначению). Превратности, переживаемые системой искусств в Средние века, говорят о том, как трудно было определить и обозначить точную иерархию различных видов творческой деятельности. И действительно, возникающие подразделения всегда нацелены не на то, чтобы отделить изящные искусства от утилитарных (или от техники в строгом смысле слова), а на то, чтобы отделить более благородные искусства от ремесленных.О различии между ремесленными и свободными искусствами говорит уже Аристотель (Политика VIII, 2); систематизацию искусств Средневековье наследует от Галена, который говорит об этом в трактате «Peri technes» («Об искусстве»). На протяжении Средних веков систему искусств будут разрабатывать разные авторы, и среди них можно назвать Гуго Сен-Викторского, Рудольфа из Лоншана и Доминика Гундисальви. Последний выстраивает свою систему в 1150г., ссылаясь при этом на Аристотеля: среди высших искусств под словом «красноречие» мы находим поэтику, грамматику и риторику; механические искусства стоят на последнем месте. Порой дело доходит до того, что, объясняя слово mechanicae, некоторые авторы обращаются к глаголу moechari (прелюбодействовать); так поступает, например, Гуго Сен-Викторский (Didascalicon II, 21, PL 176, col. 760; ср.: Schlosser 1956, p. 78). Ремесленные искусства принижены, так как имеют дело с материей и упорным ручным трудом. Св. Фома также разделяет эту концепцию: ремесленные искусства sunt qudammodo serviles (в какой-то мере рабские), тогда как свободные искусства являются высшими и упорядочивают умозрительный материал, не подчиняясь телу, которое не столь благородно, как душа. Аквинат отдает себе отчет в том, что свободные искусства лишены рукотворной составляющей (присущей абстрактно понимаемому Искусству), но полагает возможным назвать их искусствами, хотя бы per quandam similitudinem (в силу некоторого подобия) (S. Th. I–II. 57, 3 ad 3). Таким образом, обнаруживается парадоксальное следствие: как проницательно замечает Жильсон (1958, р. 121), искусство возникает, когда разум обретает интерес к чему-то рукотворному, и чем больше искусству надлежит творить, тем в большей степени оно считается искусством. Однако в дальнейшем чем сильнее искусство воплощает в жизнь собственную сущность, чем больше оно делает, тем менее благородным становится и в конечном итоге превращается в искусство более низкого порядка.

Your browser does not support SVG