Различные трактовки искусства ( 10 класс)
Искусство – это…
В узком смысле: форма практического духовного освоения мира.
В широком смысле: наивысший уровень мастерства, умения в любой сфере общества (кулинария, медицина, строительство и так далее).
Искусство отличается от других сфер жизни общества тем, что: — познает мир с помощью образного мышления, то есть выражением чувств и мыслей через образы в картинах, литературных или музыкальных произведениях; — осваивает действительность с помощью особых категорий, таких как понятие «прекрасного», «возвышенного», «трагического» и «комического»; — основные принципы художественного познания мира – это ценностно-образный и эстетический.
«Звездная ночь» нидерландского художника постимпрессиониста Ван Гога. Художнику было важно не столько передать вид из окна, сколько собственное, субъективное ощущение мира.
Ученые до сих пор не могут однозначно ответить на вопрос о том, когда и как появилось искусство. Существует несколько наиболее популярных теорий о происхождении искусства:
А. Биологизаторская (продолжения рода). Согласно ей, искусство изначально служило способом привлечения внимания противоположного пола.
Б. Игровая. Согласно этой теории, первоначально искусство было игрой, развлечением, и не имело практических целей.
В. Магическая. Сторонники этой теории предполагают, что искусство первоначально было частью магического обряда. Доказательством этой теории служат древние наскальные изображения животных, истыканные копьями и стрелами. Ученые считают, что, проводя магическую «репетицию» охоты, первобытные люди надеялись на удачный исход охоты в реальности.
Г. Трудовая. Согласно этой теории, искусство было результатом полезного труда. Предметы, созданные умело и наиболее подходящие для выполнения той или иной задачи, становились и объектом наслаждения. Например, красивым считался хорошо сделанный, острый каменный топор.
Функции искусства в обществе:
– Преобразующая. Искусство оказывает эстетическое воздействие на общество, произведения искусства, несущие в себе новые мысли и идеалы, способно влиять на мировоззрение многих людей.
– Художественно-концептуальная. Через произведения искусства люди могут анализировать и понимать события, происходящие в мире. Так, например, роман-утопия Евгения Замятина «Мы» отражает жизнь людей Советского Союза в 20-х гг XX века.
– Воспитательная. Через изучение и понимание искусства формируется личность человека, воспитываются его гуманистические качества.
– Эстетическая. Искусство с помощью наглядных примеров формирует идеалы красоты, представления о прекрасном и уродливом.
– Компенсаторная. Искусство может способствовать восстановлению морального равновесия и здоровья личности, наслаждение музыкой, литературой или живописью может оказывать терапевтический эффект.
– Предвосхищения. Произведения искусства часто в той или иной предсказывают развития общества. Особенно функция предвосхищения свойственна жанру фантастики. Писатели – авторы фантастических романов, часто предвосхищают появление новейшей техники.
– Гедонистическая. Создание и восприятие искусства доставляет людям наслаждение.
– Коммуникативная. Искусство позволяет людям со схожими интересами объединяться в группы, а также дает множество тем для общения.
– Рекреационная. Искусство может быть видом досуга, способом отдохнуть от повседневной рутины.
По количеству использованных средств искусство делят на: «Простое», когда для создания произведения искусства используется только одно средство. К этому виду искусства, например, относится живопись, скульптура, музыка, поэзия. «Комбинированное», когда для создания произведения искусства используется несколько средств. К этому виду искусства относятся кино, театр, балет).